Какой религиозный праздник 2 августа. Главным запретом этого дня является купание в открытых водоемах

Эта информация нужна тем, кто соблюдает законы христианского вероисповедания — а таких в нашей стране большинство. Православные праздники на август 2019 год укажут все важные события жизни: когда нужно соблюдать посты, когда поминать старших родственников, когда можно или нельзя вступать в брак и т.д.

Православные праздники каждого года помогают определить дату любого важного православного события. Также, календарь подскажет, когда будут всеми любимые Яблочный Спас, Медовый Спас и Ореховый Спас и другие важные церковные праздники.

Праздники первой декады августа

  • Серафим Саровский
  • Преподобной Макрины, сестры святителей Василия Великого и Григория Нисского — Макринин день (Макрида, Мокрина, Макрины, Макриды, день Макриды, указник осени). В этот день совершался обряд «мокрин», когда крестьяне обращались к дождю, если лето было сухим, а сам день ясным. Главной фигурой этого дня становилась рожденная в этот день женщина – Мокрина.

Приметы дня:

Смотри осень по Макриде. Полетел пух с осины — собирай подосиновики. Если листья на деревьях желтеют снизу, озимый сев будет хорош. Коли на Мокрину дождь – на следующий год уродится рожь. Макрида мокра – и осень мокра,

Макрида суха – и осень тоже. Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) – зиму. Оводы последний день кусают. Если при восходе солнце медленно выплывает из-за облаков – будет хороший день. Если при ясной погоде ветер дует с восточной стороны несколько дней, а к вечеру усиливается – приближается ненастье.

Луна бледная, затуманенная – к дождю. Лягушка не выходит из воды – к сухой погоде. Муравьи спешно среди дня заделывают входы в муравейник – будет дождь. Пауки делают гнезда – к холоду. Паутина расстилается по растениям – к теплу и ясной осени.
Под Ильин день заговаривают больные зубы: – Батюшка Илья, ты завтра придешь? – Придешь. – Зубную боль заберешь? – Заберешь …

В этот день нельзя:

Ставить квас, квасить капусту и огурцы. Забивать скотину, птицу и вообще проливать кровь, чтобы она не перешла на ваших детей и внуков. Продавать конину, иначе остальные кони в хозяйстве будут болеть.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского чудотворца.

  • Ильин День. Славного Пророка Божия Илии (IX до Р. Х.) — День Ильи Пророка (святой Илья, святой Илия, Илья Пророк, Илья грозный, громобой, держатель гроз, громовержец, Ильин день, сердитый день).

В народе Илью представляли как разносчика воды на небе. Мчался грозный белобородый старец на своей огненной, запряженной четверкой лошадей колеснице и иногда расплескивал воду.

Вода же эта проливалась на землю дождем. Стук копыт его лошадей по лазоревой небесной мостовой разносился громом в небе. А молниями поражает святой нечистую силу. Ведь не только ключевую воду разносил Илья, но мог на своей колеснице погнаться за змием или нечистым духом.

В день Ильи капусту накрывают горшком, чтобы была бела. Хорошие хозяева до Ильина дня сено уберут и тем свое сено от дождя сберегут.

Если в Ильин день пожар случится, то до воды в огонь молоко льют, чтобы дальше не разошелся. В этот день ожидали дождя и грома. Дожди на Мокрины, на Ильин день и на Воздвижение предвещают хороший урожай ржи на следующий год. Дождь, собранный на Ильин день, избавляет от всякой вражьей силы.

До Ильина дня в сене – пуд меду, после – пуд навозу. Ильинская пятница без дождя – пожаров много. Илья Пророк два часа уволок. На Илью до обеда – лето, после обеда – осень. После Ильина дня комары перестают кусаться. Муха до Ильи кусается, после — запасается.

В Ильин день собак и кошек в избы не пускают. С Ильина дня лист на деревьях начинает желтеть. До Ильи и под кустом сушит, а после Ильи и на кусту не сохнет. С Ильина дня вода стынет. До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.

Если на Илью дождь с громом – голова болеть будет. Глухой гром – к покою, гулкий гром – к ссоре. Гром долгий и беспрерывный – к тяжести в груди. Гром гремит громко, но не резко – к ненастью. Гром отрывисто гремит – к короткому дождю. Кто попал в Ильин день под дождь – весь год здоров будет. Во что Илья, в то и Воздвиженье.

В Ильин день нельзя

Метать стога, возить сено, сгребать навоз, чистить нужники, засылать сватов (громко ругаться будут). Нельзя после заката мыться и стричься, иначе все здоровье смоете. В Ильин день не работают в поле, иначе гроза убьет. Кто на Илью копны посчитает – тот все добро потеряет.

  • Пророка Иезекииля (VI до Р. Х.) — Святой пророк был наделен даром чудотворения.

От его молитвы расступились воды реки Ховара, и евреи спаслись от преследования халдеев. Во время голода пророк умолил Бога послать страждущим еды.

Особенно важны два видения пророка: видение о будущем храме Господнем, символизирующее установление христианской Церкви через подвиг Сына Божьего, и видение о сухих костях на поле – прообраз всеобщего воскрешения из мертвых.

  • Преподобного Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, сопостника его.
  • Преподобных Онуфрия Молчаливого, Онисима Затворника — Семёнов день, Онуфрий молчаливый (Семен, Онуфрий, Молчальник, день Онуфрия). Илья Пророк – с громами, Онуфрий – с земными поклонами. Илья Пророк ходит по полю, считает суслоны (оставленные на жниве для просушки снопы) частные, преподобный Онуфрий нивушку подымает, плуг направляет.

В этот день чинили амбары и ладили закрома, просушивали их, меняли в гнилые доски, перестилали полы.

Работу делали молча, в память о святом Онуфрии. Нарушение запрета на молчание тяжко каралось: немотой, болезнью и т. д. Во время важных хозяйственных работ тоже полагалось молчать, чтобы не сглазить работу. Молчать полагалось, когда крестьянин первый раз в году выезжал в поле, когда хозяйки замешивали тесто для хлебов и т. д.

Гром беспрерывен – будет град. Хорошая погода сохранится, если в низких местах вечером и ночью образуется поземный туман, рассеивающийся после восхода солнца.

  • Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины. Святая Мария Магдалина первая из людей увидела воскресшего Христа.

С детства Мария Магдалина страдала беснованием, но Сын Божий изгнал из нее бесов, и она преданно следовала за ним наравне с другими излеченными женами. Она не оставила Господа после его пленения, когда сомнения стали зарождаться в сердцах самых преданных Его учеников. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном. Сопровождала тело Христа к месту погребения.

Воскреснув, Христос послал Марию Магдалину с радостной вестью к Своим ученикам. После Вознесения святая Мария Магдалина отправилась странствовать и нести Божью волю язычникам. Побывав в Риме, она преподнесла жестокому императору Тиберию красное яйцо со словами: «Христос воскресе».

Отсюда пошел пасхальный обычай красить яйца. (Яйцо – это символ жизни, выражающий веру в будущее Воскресение) — Марья-ягодница (Марья, Марья – добрый день, Марья – сильные росы, Марья-искусница, мироносица, день Марии Магдалины, громовой день).

Гром на Марию Магдалину считался в старину плохим предзнаменованием.

Если слышали, что загрохотало на небе, то крестились и приговаривали: «Пошли, Господи, тихую воду и теплую росу». Наши предки с самого утра клали под подушку зубчик чеснока, а во дворе выставляли лопату.

Существовало поверье, что такие нехитрые действия отведут от дома беду. Опасались услышать в этот день гром не только наяву, но и во сне. Такой сон предвещал дурные вести и всевозможные беды.

В народе святую Марию Магдалину прозвали ягодницей за то, что в эти дни, как никогда, много в лесу ягод. На Марию-ягодницу пришла пора собирать чернику и черную смородину.

  • Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13 мучеников. Святые мученики были брошены в огонь, но остались невредимыми. Тогда мучители их обезглавили — Трофимов день (Трофим, Трофим-бессонник, день Трофима, калинники-малинники, страда).

Трофим-бессонник запасом хлеба владеет. Пришла пора усиленных полевых рабо. «Если идет работа – спать неохота». Отсюда и прозвание этого дня Трофим-бессонник. Считалось, что работает Трофим вместе с мужиками в поле не покладая рук. Даже если дождь пойдет, Трофим в поле остается. «Думал косить – дождь не велит; собрался домой – да Трофим не велит».

Калинники-малинники – с Трофима по Силантьев день. Справляли в деревнях калинники-малинники – пекли первые пироги с калиной и малиной, приговаривая: «С малинника лыки невелики, да ягоды сладки; а с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь».

В народе ягоды калины и малины считались непростыми: верили, что попробуешь калину – изведен любовью будешь, раскусишь малину – хмельным от любви станешь. С этого дня полуденницы начинали в полях водить свои хороводы. Если веселым духам попадался какой-нибудь парень, то они начинали его обнимать, целовать, а вечером исчезали. Такой человек начинал тосковать, чахнуть и рано или поздно погибал.

Появление вечером тумана, который стелется по земле, предвещает хорошую погоду. Звезды ярко мерцают на рассвете – через пару дней начнутся дожди. Сова кричит – на холод. Утренняя заря скоро потухает – будет сильный ветер.

Почаевской иконы Божией Матери

  • Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида. Первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской православной церковью.

Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. После смерти Владимира престол в Киеве занял его старший сын Святополк. Коварный князь испугался, что его может свергнуть Борис, на чьей стороне были народ и дружина.

Тогда он решил подослать к нему убийц. Бориса известили о готовящемся заговоре, но он решил не прятаться и не мстить брату, а встретить свою участь. Убийцы настигли его, когда Борис молился. После этого Святополк убил и второго своего брата – Глеба. На Руси святые Борис и Глеб считались покровителями семьи, поэтому к ним обращались с просьбами примирить враждующих родственников.

День Бориса и Глеба (Борис и Глеб летние, бессонники). Борис и Глеб — дозревай хлеб. В этот день наши предки обращались к святым братьям Борису и Глебу, прося у них помощи в уборке хлеба. Но несмотря на то, что страда была в разгаре, крестьяне в этот день в поля не выходили – боялись, что святые, в наказание за неуважение к их памяти, урожай молниями спалят. На Бориса и Глеба за хлеб не берися.

А если кто и жал на Бориса и Глеба, то такой соломой крышу не крыли: боялись, что она может слететь от ветра или сгореть от молнии.В этот день может случиться либо жара – и зерно высыплется, либо большой дождь – и оно прорастет, поэтому сжатый хлеб до этого дня еще нельзя считать своим. Борис и Глеб урожай творят, стогами хлебными правят. Если на Бориса и Глеба зерно еще клейкое, недозрелое, надо повременить с жатвой до Силина дня. На святого Бориса сам борися.

В этот день часто бывают грозы. Полетел пух с осины – иди за подосиновиками. Пошел утром дождь – днем хорошая погода. Ночная роса не высыхает – к грозе. Мухи просыпаются рано и начинают гудеть – перед сухой погодой, тихо сидят – перед дождем.

Ненастье чаще всего бывает при верховом (южном) ветре. Если утки и гуси смазывают свои перья жиром, а цыплята не отходят от наседки – в скором времени разразится продолжительное ненастье.

В августе собирают: калину (кору, плоды), крапиву (листья), лопух (корни), одуванчик (траву, корни), пастушью сумку (траву), подорожник (листья), полынь (траву), чистотел (траву).

  • Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По преданию святая Анна мирно скончалась в возрасте 79 лет в городе Иерусалиме, до Успения Богоматери

Анна-зимоуказательница (Анна холодная, Анна-холодница, Анна теплая, Анна летняя, Анна-зимоуказчик, холодные утренники, холодница).

Какова погода на Анну до обеда, такова зима до декабря; какова погода после обеда, такова погода после декабря. Если в этот день холодный утренник – зима будет ранняя и холодная.

Если муравьи увеличивают муравейники – жди холодной зимы. Много желудей на дубу – к теплой зиме. Светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, если же идет дождь – зима снежная и теплая.

Память V Вселенского Собора.

  • Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских

День Ермолая (Моисей, Ермолай). Ермолай – хлеба прибирай. Жатве конца-края нет, на четыре стороны Божий свет. На Ермолая обычно заканчивали жатву. Если кто не успевал, то звал более расторопных соседей и до ночи с поля не уходил.

Чтобы не болела поясница, нельзя было передавать серп из рук в руки, если же кому-то требовалось дать серп, то его просто клали на землю.

  • Преподобномученицы Параскевы — День Параксевы-Девы.

Приметы дня

Утром – холодная роса, а днем гремят небеса.
Считается, что в этот день выпадает целебная роса. С утра такая роса напитает листья и цветы и смоет пыль. А в полдень можно идти в поле, творить обряды и собирать целебную траву.

  • Святого великомученника и целителя Пантелеймона. Пантелеимон владел искусством врачевания.

Святой был представлен императору Максимиану, и тот пожелал видеть его своим лекарем. Постепенно Пантелеимон стал обращаться к христианской вере. Однажды святой увидел ребенка, укушенного змеей. Целитель взмолился Богу. В ту же секунду ребенок открыл глаза, а змея разлетелась на куски.

По доносу одного из завистников Пантелеимона схватили. Святого привели в цирк и бросили на арену ко львам. Но звери стали лизать ноги целителя. Тогда Пантелеимона было решено обезглавить.

Палачи привязали святого к масличному дереву. Целитель начал молиться, один из мучителей ударил его мечом, но сталь превратилась в воск.

Увидев такое чудо, палачи отказались продолжать казнь. Святой Пантелеимон попросил своих мучителей выполнить приказ императора. Палачи со слезами повиновались. Как только голова святого слетела с плеч, из раны брызнула кровь вперемешку с молоком, а масличное дерево расцвело.

Пантелеимонов день (Пантелеимон, Палей заживный, Пантелей Целитель, Пантелей, Палей, Палей – пали копны, Паликопы, день Пантелеимона-целителя, Целитель). Родившийся в этот день, становился хорошим врачом. К святому Пантелеймону обращаются, когда лечат болезни щитовидной железы.

  • Блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского — День Николая Кочанова (Николай Кочанов, Николай кочанский, Никола Кочанов, Кочанов день, кочанный, кочанский, кончанник, капустные щи, зажнивный день).

Полагают, что в этот день капуста свёртывается в качаны. Хозяйки выходили в огород и молились Николаю Кочанову. А чтобы умилостивить святого, пекли в этот день первые пироги с капустой и раздавали их малым детям и старикам-странникам. Есть капуста – на столе не пусто. Что не доспело, то серп не берет.

  • Преподобной Анфисы игумении и 90 сестер её.
  • Апостолов от 70-ти: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена, диаконов — День Прохора да Пармена (Прохор, Прохоры-Пармены, Прохоры и Пармены, день Прохора, Прохоров день).

В этот день почитали кузнецов, очень уважаемых людей на деревне. Не раз приходилось крестьянам идти к ним на поклон, ведь чинили кузнецы серпы, ладили косы, подковывали коней. Отсюда и появилась поговорка:«Прохор соху и борону ладит». У кузнеца пудовый кулак не для драк. Кому Бог ума не дал, тому кузнец не прикует.

На 10 августа не принято что-либо менять или брать взаймы. «На Прохора и Пармену не затевай мену», – говорили в народе и знали, что обмененная в этот день вещь обязательно сломается. «Не вещь получишь, а мороку». В старину твердо следовали этому правилу, даже купцы на Прохора не открывали своих лавок.

Православные праздники второй декады августа

  • Мученицы Серафимы, во время гонения на христиан при императоре Адриане пострадавшей.
    Серафима. Серафима на поле собирает зарницы, а жницы – рожь да пшеницу.
  • Мученицы Феодотии и трех дочерей ее — Федотья.
  • Мученика Каллиника — Калинники (Калина, Каллиник, комельник, Калинин день). Около этого дня случаются морозы, вредные для хлеба.

Особенно опасались заморозков в северных областях, оттуда и пошла поговорка: «Пронеси Господи Каллиника мороком (туманом), а не морозом». В некоторых областях России хозяйки с этого дня начинали печь пироги из калины. Со святого Каллиника птицы собираются в стаи, готовясь к перелету в теплые края.

Если закалинит, т.е. похолодает, так и в начале сентября утренники будут холодными. Если на Каллиника туманы – припасай косы (или закром) на овес с ячменем.

Если спелый овес во второй раз зазеленеет – осень будет ненастной. На Каллиника туман – к хорошему урожаю зерновых. Если ягод и орехов много, а грибов мало – зима будет снежной и суровой.

  • Апостолов от 70-ти: Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника.
  • День Силы (Сила, Силин день, Силуян, Силуан). Во время страды нашим предкам была нужна действительно богатырская сила, чтобы вовремя справиться со всеми делами. Посеянная на Силу рожь, сильнее родится — лучшее время посева озимой ржи.

Считалось, что святой Сила еще и в целебные травы и коренья силу вкладывает. Особенно ценился крестьянами лопух. Его листья исцеляли от многих болезней, а колючки, положенные в подпол на картошку, отпугивали мышей и крыс.

В этот день собирают листки лопуха, по три с каждого куста, не более. Высушенные на печке, они спсают от ломоты в костях и коленях. Прикладывать их надо три раза на три Спаса.

Если ягод рябины много – осень будет дождливая, а зима – суровая. Если ягоды рябины красные – следующее лето будет дождливым. Ветер порывами – к тихой погоде. Частые грозы в августе – к долгой осени.

  • Мученика Иоанна Воина. Святой Иоанн Воин считается утешителем всех обиженных и скорбящих. Ему молятся, прося помощи в «житийских обстояниях». Считается, что этого святого боятся воры, поэтому если вас кто-то обворует, следует обращаться к Иоанну Воину. Этому же святому молятся о защите «от всех ненавидящих и обидящих, от всех враг видимых и невидимых».
  • Святого Иосифа Аримафейского. Святой Иосиф был членом синедриона, но не участвовал в вынесении приговора Христу, так как был тайным его сторонником. После смерти Спасителя он отправился к Пилату и упросил его отдать тело Христа. Иосиф при помощи святого Никодима снял Спасителя с креста и похоронил в Гефсиманском саду.
  • Мученицы Иулитты — Улита. Чтобы как следует заборонить поле, молились святой Улите. Улита – борона вырвет все корни сполна. Коли не заговоришь борону – не угодишь коню. 13 августа хлеборобы кланялись бороне, благодаря ее за помощь.

Считалось, что с ней надо ласково поговорить, обтереть насухо и поставить под навес. В течение года крестьяне старались содержать свои орудия труда в чистоте, своевременно чинить – от этого зависел успех всей работы в поле. Борону же чтили в этот день еще и потому, что пора уже было землю под озимые готовить.

  • Заговенье на Успенский пост.
  • Праведного Евдокима Каппадокиянина — Евдокимово заговенье (Евдоким, день Евдокима, Евдокимов день). Готовь гумна и овины – скоро хлеб молотить. На Евдокима засевай ржаное поле. К 13 августа появлялась первая репа. Ели ее свежую, вяленую и пареную, пекли пироги с репой, делали репный квас, варили репную кашу.

Если туман быстро рассеивается в лучах восходящего солнца – хорошая погода установится надолго. Если паутина полетела – солнечная погода продержится еще долго. Коль пошел парной (густой, белый) туман над лесом – иди за грибами.

  • 7-ми мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елизара, Евсимона, Алима и Маркел,
    матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р.Х.) — Маковей (Маккавей, Макей, Маковеев день, день Маковея, Маккавеи)
  • Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
  • Крещение Руси (988 г.)
  • Празднование Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Празднование установлено по случаю знамений от икон Спасителя и Пресвятой Богородицы во время сражения князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.
  • Первый Спас, Медовый Спас (Спас на воде, Мокрый Спас, Лакомка. Медовый праздник).

Первый Спас именовался мокрым, потому что в этот день отправлялись на озера и реки святить воду. На первый Спас бывают повсеместно крестные ходы на воду. После водосвятия крестьяне последний раз купались в реке.

«Первый сот — сиротам, вдовам, больным». Только с этого дня разрешается есть мед. Пекут пироги с пшенной кашей и медом.

«Спасовка — лакомка, а Петровка — голодовка». Вместе с медом освящались овощи первого урожая и семена. Несмотря на то что все Спасы приходились на время поста, праздновались они легко. На постном столе оказывались медовые пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.

Существовал в этот день обычай помогать вдовам и сиротам убирать с полей хлеб.

У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведро, и разнопогодье. Дождь на Маковеи – пожаров не будет.

Отцветают розы, падают холодные росы. На первый Спас святи колодцы. Во что Макавеи, в то и разговенье (28 августа). Грачи и скворцы собираются в стаи. Ласточки и стрижи отлетают в три раза, в три Спаса (14, 19 и 29 августа). Первый пролет журавлей.

  • Начало успенского поста — Успенский пост установлен в память успения Божьей Матери и длится две недели – по 28 августа. По своей строгости он схож с Великим постом: запрещается употреблять все продукты животного происхождения, в том числе и рыбу. В среду и пятницу не едят даже растительное масло. Но истинным постником считается тот, кто избавился от зла в душе.
  • Священномученика Стефана, папы римского, и иже с ним.
  • Перенесение мощей первомученика архидиакона Стефана

День Степана-Сеновала (Степан, Степанов день, Стефан-сеновал, сено в стогах, сеновал). Святой Стефан почитался как покровитель лошадей. Посвящали святому угоднику овес и сено, а самих животных поили водой, пропущенной через серебряное сито. Верили, что такой ритуал придаст им силу и красоту, сделает добрее и послушнее и убережет от происков нечистой силы.

Для этой же цели в этот день лошадей поили освященной водой. В некоторых местах в ведро, из которого пьет лошадь, клали серебряную монетку, а потом подкладывали ее под ясли. Такую монету берегли и передавали по наследству от отца к сыну.

Начинали косить новую траву, отаву — второе сено.

Каков Степанов день, таков и сентябрь. Если в Степанов день дождь – будет мало пожаров, а картошка хорошо уродится. Если в Степанов день дует холодный северо-восточный ветер – худой налив хлеба будет.

Если на Степана сухо – шесть недель будет сухо, а если дождь – будет он шесть недель. Если месяц народился, дождями омылся – потом дождя не будет, а как месяц рогами снова станет, да дождями омоется – тогда грибы пойдут. Если пауки сокращают размер сеток-ловушек – быть ветреной погоде.

Блаженного Василия, Христа ради юродивого, московского чудотворца. Святой Василий родился на паперти Богоявленского собора в Елохове, куда его мать пришла на молебен. Со временем отрок Василий был отдан в учение сапожнику. Однажды он предсказал скорую смерть купцу, заказавшему в мастерской сапоги.

В шестнадцать лет святой встал на путь юродства. В любую погоду ходил он по Москве нагой и босой. В 1547 году он предсказал великий пожар в Москве.

  • Преподобных Исаакия, Далмата и Фавста — Исаков день (Исакий, Исак, малинник). Называли в народе Исакия малинником веря, что в этот день вызревает самая лучшая малина.
  • Преподобного Антония Римлянина, новгородского чудотворца — День Антона Вихровея (Антон, Антон-вихревей, вихровей, Исакий и Антон, вихревей, вихревеи). Вихревеем называли в народе Антония, вспоминая чудесное путешествие святого из Рима в Новгород.

Согласно преданиям, огромный камень, на котором жил святой, унесло в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился недалеко от Hовгоpода на берегу реки Волхов при селе Волховском.

К тому же в это время на Руси часто случались сильные ветра, что предвещало снежную зиму.

Каков Антон-вихровей – таков и октябрь. Каков Исакий – таков и Никола зимний (19 декабря). Если дует ветерь с южной стороны и кружатся по дороге пыльные бури — жди зимы больших снегов. Если домашняя птица рано начала менять перья – холода наступят рано.

  • Успенский пост
  • Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна,Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина — День семи отроков (семь отроков Эфесских). Семь отроков семь дождей несут.
  • Преподобномученицы Евдокии — День Авдотьи Малинухи (Авдотьи-сеногнойки, Авдотьин день, Авдотья, Евдокия, ягодница, Евдокия-огуречница, сладостница, малинуха, малиновка). в это время во многих областях России часто шли дожди, поэтому и прозвали Авдотью сеногнойкой.

Зарядит мелкий дождичек на Авдотью и может потом целую неделю накрапывать. Во многих областях России продолжали собирать малину.

Какова Авдотья – таков и ноябрь. Если на Авдотью гроза – сена будет за глаза. Если на Авдотью сильные росы – льны будут серы и косы.

  • Успенский пост
  • Мученика Евсигния (Евстигния).

День Евсигнея Житника (Евстигней, Евстигней-житник, бессонник, калинники, малинники, луков день). Повсеместно заканчивали в этот день убирать урожай. Работали молча, потому что считалось, что, убирая снопы, нельзя болтать или ругаться – скотина зимой болеть будет.

На Евстигнея начинали убирать лук. Если на Евстигнея житника есть сырой лук с хлебом, солью и квасом, то будешь здоров и ликом светел. Лук да баня все правят. При падеже скота связки лука и чеснока вешали на шею лошадей и коров.

Каков Евстигней – таков и декабрь.

  • Святой праведной Нонны, матери Григория Богослова.
  • Успенский пост
  • Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа

Согласно преданию, Христос взошел на гору Фавор в сопровождении апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Неожиданно лицо его засияло, подобно солнцу, а одежда стала белее снега. Перед Христом предстали святые пророки Моисей и Илия. Затем на

Господа опустилось светлое облако, закрывшее его от взглядов апостолов, а с неба раздался голос, провозглашающий, что Он есть Сын Божий.

  • Второй Спас, Яблочный Спас, осенины, Преображение

К этому времени поспевают уже многие «плоды земные». Поэтому крестьяне несли овощи и фрукты в церковь. Освященные яблоки несли потом на кладбище и клали на могилы родственников. К овощам и фруктам добавляли колосья и зерна нового хлеба. Их окропляли святой водой и совершали над ними молебен.

Такие освященные «начатки» крестьяне берегли до следующего посева. Проводили в этот день обряд «засевания полей». По приглашению хозяев на поле приходил священник с иконами, кропил его святой водой, а один из почетных гостей, присутствующих при проведении обряда, бросал на ниву новые зерна.

В старину было принято в этот день раздавать овощи и фрукты нищим, детям и старикам. Обычай этот соблюдался строго. Если же кто жадничал, то такого человека считали недостойным. С тех пор даже поговорка сохранилась: «На Второй Спас и нищий нищему яблочка даст».

Считалось в народе, что чем больше нищих человек угостит в этот день, тем богаче будет у него урожай на следующий год.

Осенинами этот день назывался потому, что проводили 19 августа обряд встречи осени. Всей деревней выходили вечером в поле и с песнями провожали заходящее солнце. Девушки, надкусывая 9 августа первое яблоко, загадывали на женихов.

Каков Второй Спас – таков и январь. Второй Спас – бери рукавицы про запас, ушло лето от нас.

Каков день на Второго Спаса – таков и Покров (14 октября). Сухой день предвещает сухую осень, мокрый – мокрую, а ясный – суровую. Со Спаса Преображения погода преображается. После Второго Спаса — дождь сеногной.

  • Успенский пост
  • Попразднество Преображения Господня.
  • Мучеников Марина, воина, и Астерия, при императоре Галлиене пострадавших.

Пимнеы-Марины (Марина, Пимен). Пимены-Марины – не ищи в лесу малины. Спустя лето по малину не ходят. Славился в старину этот день добрыми делами.

По обычаю 20 августа мыли больных и угощали их свежими овощами и фруктами, помогали вдовам и сиротам убрать несжатые хлеба, пекли пироги с яблоками и ягодами и относили их в приютские дома, навещали бедных и больных, прихватив с собой яблоки, пироги, ягоды и мед.

Если аисты готовятся к отлету – осень будет холодной. Если пауки покидают паутину и прячутся в ближайшие укрытия – жди ухудшения погоды. Если вода в реке пенится – будет дождь. Красная заря при восходе солнца – к дождю.

Красные облака до восхода солнца – к ветру, тучи – к дождю. На дубе много желудей – к холодной зиме. Облака в августе редкие – к ясной, прохладной погоде, расположены полосами – к дождю. Петухи поют дружно до солнечного захода и до первых звезд – на другой день будет хорошая погода.

  • Успенский пост

Праздники третьей декады августа

  • Святого Мирона Чудотворца, епископа Критского.

Мироны-ветрогоны (Григорий, день Мирона, Миронов день, Мирон, Мирон-ветрогон, ветрогоны). Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету (скоро уже осень). Как правило, этот день выдавался ветреным, поэтому и называли Мирона «ветрогоном».

Ветры на Руси имели разные названия, в зависимости от местности. Например, на Севере северный ветер называли сиверок, сиверик, сивер, столбище;

  • южный – полуденник, летник, ребровский, тепляк;
  • восточный – всток;
  • западный – средний;
  • северо-западный – глубник, голоменник, побережник;
  • юго-западный – паужник, меженник, шалонник;
  • северо-восточный – полуночник, заморозник, рекостав,
  • а юго-восточный – обедник.

Ветер, который дул против своего обычного направления, называли на Руси противником.

Каков Мирон – таков и январь. Сильная жара или сильные дожди – на всю осень. Смотрят в полдень на воду в реках и озерах: если тиха – осень будет тихая, а зима – без вьюг и злых метелей. Зашумит река, закричит лягушка – скоро будет дождь. Обилие ягод предвещает холодную зиму. Рябина грозна (много ярко-красных ягод) – зима морозна.

  • Преподобного Григория, иконописца Печерского
    Успенский пост
  • Святого апостола из 12-ти Матфея (Матфия). Матфей был одним из 70 учеников Христа, избранных самим Господом. После Вознесения Спасителя апостол Матфей был избран по жребию в число двенадцати апостолов вместо Иуды Искариота. Согласно церковному преданию, Матфей мог исцелять больных и изгонять бесов.

Матвей (Матвей ненастный). Святого Матфея, или Матвея, особенно почитали купцы и зажиточные крестьяне из-за того, что с 22 августа начинали повсеместно готовиться к ярмаркам. В народе верили, что Матвей дает напутствие в торговле и остужает торопливость и суету, которые лишь вредят во время заключения сделок.

Считалось, что с этого дня кончается летнее тепло. Отсюда и прозвище Матвея – ненастный. Матвей ненастный – труд в поле напрасный.

Летний дождь с осенним начинают спорить. Южный ветер с вихрями – к снежной зиме. Крутые вихри – к крутой зиме. Звенят спелые овсы – орехи поспели.

  • Мученика Антония Александрийского — Антонов день (Антон).
  • Преподобного Псоя Египетского.
  • Собор Соловецких святых.
  • Успенский пост
  • Мучеников Римских: Лаврентия, архидиакона, Сикста, папы, Феликиссима и Агапита, диаконов, Романа. Святой Лаврентий обладал даром врачевания. Согласно преданиям, он не раз возвращал зрение людям, которые были слепы от рождения. Поэтому ему молятся, прося исцелить глазные болезни или вернуть зрение.
  • Блаженного Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского чудотворца.
    Лаврентьев день (Лавр, день Лаврентия, зоречник).

Зоречник в воду глядит, алые зори по ней распускает. Зорьки – Богу свечки.

Девушки еще до восхода солнца шли к родникам и умывались чистой водой, веря, что от этого станут еще краше. Роса, выпадающая на Лаврентия, считалась целебной. Этот день от глазных болезней спасает.

В полдень крестьяне выходили на реку и смотрели на воду: вода спокойная, тихая предвещала ясную безветренную осень, а зиму сулила хоть и снежную, но не вьюжную. Но если вода покрывалась рябью, а по ее поверхности бежали барашки, то все оставшееся лето, да и начало осени будут идти дожди и дуть сильные ветра.

Говорили в народе: «Осень и зима хорошо живут, коли в этот день вода тиха и дождик». Если на Лаврентия сильная жара или сильные дожди, так будет всю осень. Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь.

  • Успенский пост
  • Мученика Евпла, архидиакона
  • Преподобномучеников Василия и Феодора Печерских. Святой Феодор раздал свое имущество бедным и удалился в монастырь, где и поселился вместе со святым Василием. Много лет он вел праведную жизнь, но потом стал жалеть об утраченных богатствах.

Однажды бес принял облик Василия и явился к святому Феодору, указав место, где разбойники зарыли сокровища. Феодор уже хотел было уйти из монастыря, но святой Василий вернулся, и бесовский обман был раскрыт. Поэтому на Руси молились святому Василию, прося избавить от греха сребролюбия — Васильев день (Федор и Василий, святой Василий).

На этот день приходится пора стрижки овец, до больших холодов они должны были обрасти шерстью. Святой Федор коз пасет, святой Василий овцам шерсть дает.

Дым без ветра бьет к земле – к дождю. Орехов много, а грибов мало – зима будет снежная и морозная.

  • Успенский пост

  • Перенесение мощей преподобного Максима Исповедника — Максимов день
  • Святого Тихона Задонского
  • Иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» — В этот день обходили дом с иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец», именуемой также «Страстная»
  • Успенский пост
  • Предпразднество Успения Пресвятой Богородицы.
  • Пророка из 12-ти Михея (VIII до Р. Х.).

Пророк предсказал рождение Спасителя: «И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века» — Михеев день. Если на Михея тихий ветер — к ясной осени, если буран — к ненастному сентябрю.

  • Успенский пост
  • Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
    Церковное предание гласит, что Архангел Гавриил явился к Богоматери и возвестил о Ее скорой кончине.

К назначенному сроку в доме Иоанна Богослова, где жила Мария после смерти Христа, собрались все апостолы. Они были перенесены из разных мест в Иерусалим на облаках. В положенный срок Богородица тихо скончалась, а через три дня воскресла и вознеслась на небо.

Успение, Большая Пречистая (успенщина, дожинки, Спожинки, госпожинки, оспожин день, складчины).

Приметы на Успение

С 28 августа начало молодого бабьего лета и до 14 сентября (н.ст.). Старое бабье лето — с 14 по 21 сентября.

Успение провожай – осень встречай. Если молодое бабье лето сухое, ведреное (солнечное) – жди ненастья в старое (с 14 сентября).

На Успение огурцы солят, а на Сергия (8 октября) капусту рубят. С Успения солнце засыпает. Успение кончает дожинки. Перед Спожинками ходили на озера и реки наблюдать за водой: если вода не волнуется ветром и лодки стоят спокойно, то осень будет тихая, а зима — без метелей.

  • Иконы Софии, Премудрости Божией Чтимые иконы Успения Божией Матери
  • Попразднование Успения Пресвятой Богородицы.
  • Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

В городе Едессе правил больной проказой император Авгарь. До него дошли слухи о чудесах, творимых Спасителем. Отчаявшийся правитель написал Христу письмо с просьбой приехать и вылечить его. С этим письмом он послал в Палестину придворного живописца Ананию, наказав ему написать портрет Спасителя.

Анания прибыл в Иерусалим и увидел Господа, окруженного людьми. Христос Сам подозвал живописца и, выслушав просьбу императора, велел принести воды и убрус (полотенце). Он умыл лицо и отер его убрусом, на котором отпечатался Божественный лик. Убрус был перенесен в Едессу. Авгарь исцелился, вытерев им лицо.

В 630 году городом завладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу. Наконец в 944 году Образ был выкуплен императором Константином Багрянородным и перенесен в Константинополь.

  • Третий Спас, Хлебный Спас, Ореховый Спас, Спас на полотне, Малый Спас (спожники, досевки).

Третий Спас – всем праздникам праздник (урожай уже собран и можно накрыть богатый стол). Петровка – глодовка (Петров пост такой же строгий, как и Великий), а Спасовка – лакомка.

Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на зеленых горах холсты продают. Третий Спас хлеба припас. Хорош Третий Спас – зимой будет квас.

К празднованию Третьего Спаса начинали готовиться накануне. Хозяйки с вечера ставили опару, чтобы рано утром 29 августа испечь каравай из «новой» муки. Отсюда и одно из названий этого Спаса – Хлебный. Название «Ореховый» появилось из-за того, что к этому дню поспевали орехи. Орехи на Руси считались символом богатства.

Заканчивали к Третьему Спасу сев озимых, поэтому этот день еще и досевками называли. Крестьяне целыми семьями приносили Богу моления, а потом хозяйки провожали своих мужей на работу с хлебом-солью. На телегу, в которой ехали на поле, обычно клали три снопа, а сверху мешки с рожью.

Вечером дети бежали встречать сеятелей с горшками гречневой каши. Часто сеять шли всей деревней, а потом садились за стол, накрытый в складчину. Называли 29 августа еще и Спасом на полотне, вспоминая Нерукотворный Образ. В его честь в Нижнем Новгороде проводилась ярмарка, на которой торговали различными тканями. Загадывали 29 августа о сроках посева яровых.

Для этого брали зерна из трех колосков дожинного снопа и закапывали их в поле, в трех разных местах. После этого примечали: «Если раньше и лучше всходили зерна первого колоса, значит, посев должен быть ранним, если второго – средним, третьего – поздним».

Если на Третий Спас вода спокойна, то осень будет тихая, а зима пройдет без метелей.Если журавли улетают к Третьему Спасу – под Покров (14 октября) будут морозы; если нет – то зима будет поздняя. Ласточки отлетают в три Спаса.

  • Мученика Мирона, пресвитера — Мирон-ветрогон, Мирон, ветрогоны, вдовьи помочи. На вдовий двор хоть щепку кинь. На Руси в этот день крестьяне шли к вдовам и помогали им по хозяйству: убирали во дворе, чинили забор, правили ворота, латали крышу.

С миру по нитке – сироте (нищему) на рубаху. Помогали, кто чем мог. Возможно, поэтому человек, родившийся 30 августа, отличается мирным характером. Он всегда готов заступиться за людей или помочь ближнему.

Начало листопада: первой начинает ронять лист береза, за ней липа, вяз и черемуха. Если на Мирона утром туман и роса – погода будет стоять хорошая.

На Мирона не отсеешь – на следующий год собирай лишь цветочки. Если покрывающие все небо облака постепенно уплотняются и темнеют – скоро наступит продолжительная плохая погода. Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизонта – к хорошей погоде.

Ранний иней в конце августа – к богатому урожаю в следующем году. Летние птицы улетают – с ними уходит и лето.

  • Мучеников Фирса, Левкия, Короната и дружины их.
  • Преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского. Преподобный Алипий писал иконы даром, а если узнавал, что в какой-нибудь церкви образы обветшали, то поправлял их безвозмездно. Согласно преданию, те иконы, которые не успевал написать до конца святой, дописывали ангелы. Поэтому многие из его икон не гибли в пожарах — Алипий-иконописец
  • Мучеников Флора и Лавра. На Руси мученики Флор и Лавр (II) почитались как покровители домашнего скота, особенно лошадей — День Флора и Лавра (досевки хлебный день, дожинки, лошадиный праздник).

В этот день справляют лошадиный праздник. Крестьяне мыли избы, нарядно наряжались, обильно ели и пили. С лошадьми в этот день не работали, опасаясь накликать на них падеж. Даже седлать лошадей было не принято. Лошадей выводили к рекам и озерам, купали, а потом заплетали им гривы в косы и украшали лентами.

После купания вели лошадей к церкви, где служился специальный молебен, после которого лошадей окропляли святой водой и даже окуривали ладаном. Тогда же хозяева кормили с ладони лошадей овсом.

В благодарность за труд крестьяне преподносили священнику специальные хлеба, на которых оттискивались знаки в виде лошадиных копыт. Делалось это для того, чтобы уберечь лошадь – верную помощницу в крестьянском труде – от болезней и происков злых духов. С Флора и Лавра – вечерние засидки (бабьи работы в избах при огне).

Багрово-красная звезда – к дождю и ветру. Если воздух прозрачен – погода будет меняться к худшему. Если после ясного дня солнце село за тучи – жди ненастья. Низкие тучи – к худой погоде. Смотри у полыни корни: если побеги корня толсты – следующий год будет урожайным. Начало осенних утренних заморозков.

Православный календарь праздников на 2019 год

Праздник Ильи припадает на 2 августа. День Ильи, считается как народным, так и церковным праздником. Все мы хоть раз в жизни слышали о нем. Так же слышали, что с 2 августа нельзя купаться, ловить рыбу в водоемах и еще большое количество разных традиций, которые необходимо соблюдать.

Православный праздник Ильи 2 августа что нужно знать о нем: святой Илья пророк

Ссылаясь на Библию, с уверенностью можно сказать что Илья был пророком. История Ильи началась еще с давних библейских дней. Родился он еще за 900 лет до Рождества Христова.

В момент рождения Ильи, его отец увидел видение, после которого было ясно, что его сын будущий пророк. Несмотря на это, мальчик сам выбрал для себя образ жизни, переселившись в пустыню. Жил он там совсем один.

Когда-то, Илья пришел к народу и предупредил их, ни грешить, ни таить злость на себя и близких, иначе всех людей настигнет голод. Увидев Илью в ужасном виде, грязного, в драной одежде, народ его не послушал, чем позже поплатился. Как и предупреждал пророк, всех людей настиг страшный голод, мало кто выжил тогда.

Православный праздник Ильи 2 августа что нужно знать о нем: почему нельзя купаться

Все мы знаем или слышали, что в день Ильи и после него нельзя купаться в водоемах, но не все знают почему. Давайте разберемся. Есть несколько объяснений данных запретов.

По поверью в этот день в воде появляется всякая нечистая сила. В связи с этим не желательно было погружаться в воду, так как это могло негативно сказаться на урожае или же на здоровье человека. Но с другой стороны — начало августа, начало последнего месяца лета, соответственно на смену лету уже скоро придет осень.

Как мы знаем, осенью воздух и вода холоднее, а август тот месяц которых плавно перетекает в осень. После данного праздника уже ощутимы первые признаки следующей поры года – осени, температура воздуха и соответственно воды уже падает. Из-за этого, в давние времена люди обычно не купались после Ильи. Но это все конечно формально.

Так же если перед Вами стал выбор пойти в Божий храм или пойти покупаться, то, купаться в такой ситуации не желательно, что касается остальных случаев – купаться можно.

Православный праздник Ильи 2 августа что нужно знать о нем: приметы, обычаи, традиции

Как мы знаем, в основном все народные или православные праздники, в том числе и Ильин день, не обходятся без своих традиций. В этот праздник можно встретить сочетания языческих и церковных обрядов. В сравнении с другими праздниками, в празднике Ильи их меньше, но все же они есть, а еще есть много разных примет.

В этот день принято просить нужную погоду и хорошего урожая. Если, например, дождь был давно, у Ильи просили хорошего дождя, если до праздника осадков было много, просили меньше дождя и даже засухи в меру.

Так же, на Илью принято молиться и просить о здоровье близких или родственников, если они болеют. В церкви приносят семена что бы их освятить для хорошего будущего урожая. Так же читаются на службах литургии.

Что не делают в этот праздник.
Рыбаки не ловят рыбу, так как они могут стать жертвой нечистой силы. Путешественникам нельзя было стоять на перекрестке, так как там концентрируется огромное количество нечистой силы. Нельзя ругаться или думать плохие мысли. В день Ильи нельзя стирать, рекомендуется подальше находиться от воды.

Назаретяне дивились слову Господа, а все же не веровали: помешала зависть, как открыл Сам Господь. И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо существо ее составляют ложь и злоба; эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена. В малых размерах она бывает у всякого, коль скоро равный и тем более худший берет верх.

Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это еще не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается, и заграждается тем, к кому уже зачалась зависть, тогда стремлениям ее нет удержу: тут мир невозможен. Зависть требует свержения с горы своего противника и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого или не сгубит самого завидующего.

Доброхоты, у которых симпатические чувства преобладают над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, - тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и, с Божией помощью, она совсем уляжется. Но так оставить ее - измучит, иссушит и в гроб вгонит, когда не одолеешь себя и не заставишь делать добро завидуемому.

Притча дня

Один человек пришел к старцу и увидев его крайнее незлобие попросил:
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Старец согласился и попросил человека принести картофель и прозрачный пакет.
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
- И это всё? - недоуменно спросил человек.
- Нет, - ответил старец. - Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Человек согласился. Прошло какое-то время. Его пакет пополнился многими картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Тогда человек пришёл к старцу и сказал: - Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но старец ответил:
- То же самое происходит и у людей в душе. Просто мы это сразу не замечаем. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Как научиться не обижаться?

1. Всегда помнить, что является признаком гордости и препятствием ко Св. Причащению.
2. Стараться не выражать свою обиду словом или поведением, т.е. не поддаваться страсти на деле и понуждать себя к мирному общению с обидчиком.
3. Помысл, приносящий огорчение, смущение, может исходить от лукавого, его следует сразу же отвергать. Взаимная обида, разрушающая любовь между ближними, угодна дьяволу.
4. Следует молиться за обижающих нас, молитва воцаряет мир в душе и изгоняет памятозлобие.
5. Из самых глубин голгофских страданий, при всеобщем презрении, Христос молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (), - Он не имел в сердце и капли обиды. Те же слова повторял святой Стефан Первомученик, когда его побивали камнями, просил за своих убийц: «Господи! Не вмени им греха сего» (). Кто приобщен Богу, тот приобщен и Божией любви, тот выше обид, потому что причастник Божьего Царства ищет, чтобы и другие стали причастниками.

2 августа по церковному календарю празднуют День пророка Ильи. Его считали покровителем воинов, дождей, грома и молний. О традициях праздника и что нельзя делать в этот день – читайте дальше.

Когда-то в этот день на Руси отмечали языческий праздник Перуна – бога грома и воинов. После крещения 2 августа начали праздновать День Ильи, однако много старых традиций осталось.

По поверью, пророк Илья разъезжает по небу на огненной колеснице и пускает молнии в тех, кто не придерживается закона Божьего.

Традиции на Ильи

2 августа подходило время сенокоса. Наши предки в этот день ставили первый сноп в сенях в первом углу. Украинцы верили, что это помогает собрать хороший урожай.

Также было принято спать на матраце, набитом первой соломой, это якобы приносило счастье.

Земледельцы радовались, что ночи становятся длиннее, а дни – короче, и говорили что в это время и кони наедаются, и работник высыпается.

Традиции на Ильи: в сенях ставили первый сноп, а скот не выпускали на улицу

Ночь на Ильи наши предки называли "рябиной": верили, что в эту ночь будут молнии и гром, а птицы начнут странно себя вести, врезаясь во встречные предметы.

Сегодня христиане молятся в храмах на Ильи. В этот день принято раздавать еду бедным и бездомным. Пророку Илии молятся об исцелении, восстановлении мира и гармонии в семье, защите от врагов, хорошем урожае, а для незамужних девушек – о хорошем муже.

Что нельзя делать 2 августа

На Ильи нельзя было работать в поле – пророк может поразить такого человека молнией.

Также предки верили, что 2 августа нельзя купаться в водоемах, потому что с неба ударяют молнии, а рядом возле воды шастает нечисть.

Не выпускали на улицу и домашних животных и скот, чтобы в них не вселилась нечисть. А котов и собак, которые все же выходили, обратно в дом не пускали в этот день – они могли привлечь молнию.

В День Ильи нельзя громко кричать и петь – это тоже может привлечь молнию. Нельзя стоять на перекрестках, потому что там собирается нечисть.

2 августа отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 2 августа

Пророка Илии

Приурочен одному из величайших пророков – святому Илии (IX век до н. э.). Считается, что он был взят на Небо в огненной колеснице живым. Ему молятся во время засухи о даровании дождя. В России он считается покровителем ВДВ и ВВС. В народе этот праздник называется Ильин день.

Кто не знает пророка Илию? Мне кажется, его знают все, даже атеисты. Однако Ветхий Завет относит его к такому далекому прошлому, что он становится совершенно недосягаемым для нас. В памяти большинства людей ассоциативный ряд, связанный с этим уникальнейшим человеком, оказывается либо полусказочным: если гремит гром - это «Илья пророк по небу на колеснице едет», либо совершенно бытовым: «Илья пророк - косьбе срок». Вот, собственно, и все.
Так кто же он на самом деле, пророк Илия? Он - святой. Но святой, который мог взять меч и заколоть 450 лжепророков. Он «яко на Небесах», но он не умирал. Он - ветхозаветный праведник, но открывает удивительную новую правду о Боге.

Подвиг Илии можно понять лучше, если мыслить о нем в современных категориях. Он жил почти три тысячи лет назад. Жил в обществе, где основная масса людей оторвалась от родной веры. По имени называли себя израильтянами, по образу жизни были грубыми язычниками. Пороки, колдовство, безбожие, цинизм и несправедливость. Не правда ли, очень напоминает нашу современность?

А теперь представьте, что по нашим асфальтированным улицам ходит не совсем адекватно одетый человек и обличает всех граждан в грехах и безбожии. Допустим, что каким-то удивительным образом его не положили в психиатрическую больницу, как преподобного Амфилохия Почаевского. Не посадили, потому что боятся… и уважают. Конечно, он ненормальный, но лучше его не трогать.

Когда беззаконие стало всеобщим, Бог наказал израильтян засухой. Три с половиной года длилось бедствие, и все это время Господь ждал от Своего народа покаяния. Но его не было. Не было и дождя.

Пророк, возвестивший о гневе Божием, так же страдал от засухи, как и все. Сначала он жил у ручья, и ворон приносил ему пищу. Но ручей пересох, и Господь отправил Илию в Сарепту Сидонскую, в другое государство, к некоей благочестивой вдове.

«Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк.4:25–26), - сказал Христос фарисеям, подчеркивая постоянную немощь веры еврейского народа.

То есть, не нашлось во всем богоизбранном народе достаточно благочестивого человека, чтобы направить к нему пророка. И не только в Израиле, но и в соседней благоверной Иудее не обрел Бог место покоя для своего служителя. Но Бог нелицеприятен, и смиренная вера чужестранки, даже имени которой не сохранила Библия, оказалась драгоценнее в очах Божьих, чем высокомерие «сынов Авраама».

Как же узнаем мы о смирении бедной вдовы? По первым словам, произнесенным ею:

«Жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем» (3 Цар.17:12).

Посмотрите: «Жив Господь Бог твой». Женщина верует в истинного Бога и признает Его Господом, Творцом Неба и земли. Знает в лицо пророка, потому что даже не спрашивает у него, кто он. И при этом она смиренно ставит себя вне «законных» почитателей Бога, вне народа еврейского, подчеркивая это словом «твой». И далее, когда Илия уверяет ее именем Божьим, что ради него, пророка, мука и масло в ее доме не кончатся, пока не отступит голод, вдова не перечит, не сомневается, но тут же исполняет сказанное ей. Воистину, она - ветхозаветная «самарянка» и достойна всяческого уважения.

Тем временем уже четвертый год продолжается засуха. В стране такой голод, что даже царю нечем кормить и поить свой скот. И вот израильский царь - нечестивый идолопоклонник Ахав - решил поискать новые пастбища и воду для своих лошадей. И тут ему донесли, что пророк Илия желает видеть его. И, как сказано в Библии, «пошел Ахав навстречу Илии» (3 Цар.18:16). Как скуп летописец на слова! Впрочем, во многих местах библейский язык чрезвычайно сдержан.

За этой краткой констатацией факта мне видится намного большее. Как может царь «пойти»? Как вообще царь «выходит» и «идет»? И из других библейских текстов, и из нашей жизни мы знаем, что правитель не ходит один - его окружает свита, оруженосцы, стража. И употребление глагола единственного числа в данном случае - простая метафора. Логично предположить, что и здесь Ахав «пошел» навстречу Илии не один, а в окружении свиты. Так вот, попробуем представить себе это, но, чтобы нам было проще и удобнее понять полноту картины - представим, как бы это выглядело сейчас.

На большой скорости двигается кортеж с мигалками, впереди и сзади - полицейские мотоциклы, в центре - бронированный лимузин с тонированными стеклами. Посреди дороги вырастает одинокий силуэт Илии. И процессия останавливается! Кто из современных духовных авторитетов может своим появлением остановить президентский кортеж? Я не имею в виду церковных иерархов. Я имею в виду авторитет духа. Я, к сожалению, не знаю таких. Из лимузина выходит… Ахав.

«Ты ли это, смущающий Израиль?» (3 Цар.18:17) - говорит Ахав, а его телохранители в пиджаках и галстуках смотрят на пророка озлобленно и боязливо. «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам» (3 Цар.18:18), - отвечает пророк.

К кому из нынешних правителей мира нельзя приложить этих слов? К сожалению, я не знаю таких. Мне кажется, что когда пророк произносил эти слова, взор его горел огнем, а лик был светел, как лик Моисея, ибо Божественная ревность разжигала его сердце.

Святой предложил царю испытание: он, Илия, встретится со служителями Ваала на горе Кармил с тем, чтобы каждая сторона принесла от себя жертву. Чью жертву Господь примет огнем, тот и исповедует истинного Бога. И вот 450 человек - врагов Божиих, лжепророков собралось противостоять святому Илии. 450 ванг, блаватских, глоб, малаховых и копперфильдов. С утра до вечера пророки Вааловы молились своим богам, читали мантры и в бесновании кололи себя ножами. Наверняка, среди них были и настоящие колдуны (не все же жулики!), имеющие у себя в подчинении демонов. Вероятно, в другое время они и могли совершать разнообразные «знамения» и «чудеса», но сейчас, в присутствии явной силы Божией, вся бесовская мощь поникла, обессилела и упразднилась. Демоны отошли, и ничего не происходило. В стороне стоял святой Илия и потешался над пророками Ваала, скачущими вокруг жертвенника:

Когда наступила его очередь молиться, святой Илия устроил из камней жертвенник, разложил дрова, приготовил тельца, ископал ров и велел трижды все облить водой, чтобы еще более явно обнаружилось чудо Божие. И Господь услышал его немногословную пламенную молитву и сошел огнем, попалил и тельца, и жертвенник, и воду вокруг него. И весь собравшийся народ упал ниц, восклицая: «Господь есть Бог!»

О, немощный в вере еврейский народ! Сколько раз ты восклицал так, и уже через мгновение предавал Господа своего. Так было при Синайской горе, когда Моисей замедлил на вершине, и люди не усомнились сделать себе литого идола. Так было и после разделения еврейского царства на Иудейское и Израильское, когда Израильский царь Иеровоам поставил двух золотых тельцов, чтобы отвлечь подданных от Иерусалимского храма. И не возмутился народ, что его отвлекают от Бога Вседержителя к бесам, не устроил ни восстания, ни революции, но совершенно спокойно сменил объект поклонения. Насколько же им было все равно! А ведь они имели достоверное учение об ангелах и бесах и знали всю правду о «богах серебряных и золотых». Только мало верили этому учению… Так было и потом, при Христе Спасителе. Так было и при Илии.

Стоило всем увидеть сначала чудо Божие в схождении небесного огня, потом чудесный дождь по слову пророка, как в тот же день безбожная царица Иезавель угрожает расправиться с Илией в отместку за убиение своих лжепророков. И никто не вступается за него: ни царь Ахав, который после этих чудес плакал (3 Цар.18:45), ни народ, увидевший святость пророка.

Огонь небесный сходит на жертву пророка! Достаточно посмотреть хотя бы видеозапись схождения Благодатного огня на Гроб Господень в Великую Субботу, чтобы попытаться понять, что происходило тогда на горе Кармил. Легко можно представить себе всеобщее воодушевление, страх Божий и трепет. Сам пророк, проникнутый этим воодушевлением и ревностью по Богу, бежал перед колесницей царя от горы Кармил до города Изреель, где была резиденция Ахава, а это более 30 километров (3 Цар.18:46). Но супругу Ахава - идолопоклонницу Иезавель - чудо не вразумило, и, спасаясь от ее гнева, Илия скрылся в соседнюю Иудею, в город Вирсавию.

Преподобного Авраамия Галичского, Чухломского, игумена

Почтение памяти святого Авраамия (XIV в.), просветителя Галичской страны. Основатель 4-х монастырей, посвященных Пресвятой Богородице.

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломской, жил и подвизался в ХIV веке в обители Преподобного Сергия Радонежского. После долгих лет искуса он был удостоен священного сана. Стремясь к совершенному безмолвию, он испросил благословение Преподобного Сергия и удалился в 1350 году в Галичскую страну, населенную чудскими племенами. Поселившись в пустынном месте, преподобный Авраамий по откровению перешел на гору, где обрел сиявшую неизреченным светом икону Божией Матери. О явлении святой иконы стало известно Галичскому князю Димитрию, который и просил преподобного принести ее в город.

Преподобный Авраамий пришел с иконой в Галич, где был встречен князем и сонмом духовенства. От иконы Божией Матери совершились многочисленные исцеления. Князь Димитрий дал Преподобному средства на сооружение храма и монастыря близ Чухломского озера, на месте явления иконы Пресвятой Богородицы. Храм был построен и освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Новоустроенная обитель преподобного Авраамия стала источником духовного просвещения местного чудского населения.

Когда обитель укрепилась, он поставил вместо себя настоятелем своего ученика Порфирия, а сам удалился за 30 верст в поисках уединенного места, но и там его нашли ученики. Так возникла еще одна обитель с храмом в честь Положения Ризы Божией Матери, названная «великой пустыней Авраамлею». Преподобный Авраамий дважды удалялся в глухие места, после того как к нему вновь собирались безмолвники. Так были основаны еще два монастыря — один в честь Собора Пресвятой Богородицы, настоятелем которого преподобный Авраамий поставил игумена Пафнутия, и другой — в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В Покровском монастыре преподобный Авраамий окончил свою земную жизнь. Он преставился в 1375 году, передав за год до своей блаженной кончины настоятельство своему ученику Иннокентию. Преподобный Авраамий явился просветителем Галичской страны, основав в ней четыре монастыря, посвященные Божией Матери, явившей ему Свою икону в начале его молитвенных подвигов.

Обретение мощей преподобномученика Афанасия Брестского, игумена

Преподобномученик Афанасий родился около 1595–1600 года в небогатой православной семье, вероятно, обедневшего шляхтича (судя по тому, что служил будущий игумен учителем при дворе магната). Возможно, он был из семьи городского ремесленника - как сам на то указывает в мемуарах, называя себя «нендзым Человеком, простым, гарбарчиком, калугером убогим». Как это часто бывает, у нас нет сведений ни о месте рождения, ни о мирском имени святого; неизвестно также, чем является имя «Филиппович» - фамилией или отчеством.

Вероятно, начальные знания Афанасий получил в одной из братских школ, где наученные греческому и церковнославянскому языку, слову Божию и святоотеческим творениям, готовились высокообразованные люди, могущие противостоять униатскому насилию и католическому прозелитизму. Но образование, полученное в братском училище, не вполне удовлетворяло любознательного юношу, и он прошел обучение в Виленской иезуитской коллегии, куда принимались молодые люди всех христианских конфессий.

Службу свою в качестве домашнего наставника молодой ученый начал в домах православной и католической шляхты, но в 1620 году жизнь его попала в иное русло: Филипповича, положительно зарекомендовавшего себя богатыми знаниями, благонравием и бесспорном педагогическим талантом, пригласил гетман Лев Сапега, канцлер Великого княжества Литовского. Гетман поручил ему вопитание некоего «Дмитровича», представленного Афанасию русским царевичем Иоанном - якобы племянником умершего в 1598 году Феодора Иоанновича, внуком Иоанна IV Грозного от его младшего сына Димитрия, под именем которого в 1604–1612 годах выступало несколько самозванцев. Одним из таких «претендентов» и был представлен отец ученика Афанасия, которого поляки готовили на российский престол: Димитрий-Михаил Луба, убитый в Москве во время мятежа против ополчения Лжедмитрия I. Жена Михаила Лубы Мария умерла в заключении, а малолетнего сына взял некто Войцех Белинский, который привез дитя в Польшу и выдавал за сына Димитрия и Марины Мнишек, на самом деле повешенного. Обо всем этом было объявлено на сейме перед королем, поручившим воспитание Ивана Димитриевича Льву Сапеге. Тот назначил содержание «царевичу» в шесть тысяч злотых в год из доходов Бреста и Брестского повета.

Семь лег служил Афанасий «инспектором» лжецаревича, приходя постепенно к уверенности, что этот «некий царевич московский», «некий Луба», «и сам о себе не знающий, что он такое», является очередным самозванцем. Уверенность эта с течением времени усиливалась, особенно когда содержание Лубы уменьшилось до сотни злотых в год, а у самого гетмана Сапеги как-то вырвалось: «Кто его знает, кто он есть!»

Став невольным соучастником политической интриги против Московского государя, известного защитника Православия Михаила Федоровича Романова, сына русского патриарха Филарета, Филиппович в 1627 году оставил двор канцлера и удалился в келию Виленского Свято-Духова монастыря, где вскоре принял постриг от наместника Иосифа Бобриковича. В скором времени по его благословению Афанасий прошел послушание в Кутеинском монастыре под Оршей, основанном недавно, в 1623 году Богданом Стеткевичем и супругою его Еленой Соломерецкой (В. Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования. СПб. 1892 С. 172), а затем - в Межигорской обители под Киевом, у игумена Комментария (упоминается под 1627 годом) и брата Киевского митрополита Иова Борецкого - Самуила. Впрочем, уже в 1632 году Межигорский игумен отпустил Афанасия в Вильну, где тот был рукоположен в сан иеромонаха.

В следующем году Афанасий вновь покинул монастырь Святого Духа и направился в качестве наместника игумена Леонтия Шитика в Дубойнский монастырь под Пинском, также подначаленный виленской монашеской обители, где и провел в заботах о братии, постах и молитвах три года.

В 1636 году ярый сторонник католического прозелитизма Альбрехт Радзивилл, нарушая изданные королем Владиславом IV «Статьи успокоения», силой изгнал из Дубойнского монастыря православных насельников, чтобы передать обитель иезуитам, которые незадолго до того стараниями того же Альбрехта обосновались в Пинске. Афанасий, будучи не в силах противостоять магнату и удержать монастырь, составил жалобу с повествованием об учиненном беззаконии, но этот письменный протест, подписанный множеством православных, не принес положительных результатов.

Изгнанный из святой обители, Афанасий Филиппович пришел в Купятицкий монастырь к игумену Иллариону Денисовичу. Обитель эта была основана в 1628 году вдовою брестского каштеляна Григория Войны Аполлонией и ее сыном Василием Коптем при чудодейственной иконе Божией Матери, написанной внутри креста, некогда сожженной татарами, а после чудесно явившейся посреди пламени. Здесь, под святым покровом «малой размерами, но великой чудесами» иконы, и проживал блаженный Афанасий в сердечной дружбе с иноком Макарием Токаревским.

Этот Макарий в 1637 году привез от митрополита Петра Могилы универсал, позволяющий сбор «ялмужны» - подаяния на восстановление Купятицкой монастырской церкви. И вот, по совету братии монастыря и благословению игумена, в ноябре 1637 года Афанасий Филиппович отправился собирать пожертвования. Для этого он решился на достаточно смелые действия: направился в Москву, чтобы, собирая пожертвования, искать защиты Православия у Московского царя.

Незадолго перед дорогой ему было видение, которого сподобился и игумен обители: в пылающей печи горел король Сигизмунд, папский нунций и гетман Сапега. Это видение Афанасий счел благим предзнаменованием скорого торжества Православия. Непосредственно же перед уходом в Московию Афанасий, молясь в церковном притворе, видел сквозь окошко икону Богородицы и услышал какой-то шум и голос от иконы «Иду и Я с тобою! », а после заметил и умершего за несколько лет перед тем диакона Неемию, промолвившего: «Иду и я при Госпоже моей!» Так, заручившись обетованием чудесного покровительства Пресвятой Богородицы, простившись с братией и получив благословение игумена, Афанасий отправился в путь.

Прибыв в Слуцк, он встретился с неожиданными трудностям: архимандрит Самуил Шитик отнял у него митрополичий универсал по той причине, что Филиппович не имел права делать сборы на территории, не относящейся к Луцкой епархии. Когда же в конце января 1638 года конфликт был разрешен, Афанасий со своим спутником Волковицким направился в Кутейно просить игумена Иоиля Труцевича, связанного с наиболее известными представителями российского духовенства, посодействовать в переходе границы в Московию (над границей был усилен надзор из-за того, что казаки, опасаясь расправы после недавнего бунта, бежали из Речи Посполитой в Россию).

Взяв у игумена Иоиля рекомендательные письма «карточек, сведочных о себе», - Филиппович направился в Копысь, Могилев, Шклов и вновь возвратился в Кутеинский монастырь, где наместник Иосиф Сурта рекомендовал пробраться в Московское царство через Трубчевск. Сбившись с дороги и едва не утонув и Днепре, ограбленные и избитые на одном из постоялых дворов, путешественники добрались, наконец, до Трубчевска. Однако и здесь их ждала неудача; князь Трубецкой категорически отказался выдать им пропуск, подозревая в них лазутчиков.

Вынужденный возвратиться, Афанасий посетил по дороге Човский монастырь, где один из старцев посоветовал ему сделал попытку перейти границу в районе Новгород-Северского при содействии тамошнего воеводы Петра Песечинского. Паломник с благодарностью принял добрый совет и пересек границу у села Шепелево.

Однако на этом не закончились трудности Афанасия: по пути в Москву у него произошла размолвка с послушником Онисимом, потерявшим надежду добиться поставленной цели.

Наконец, ходоки пришли к вратам столицы. В Москве они остановились в Замоскворечье, на Ордынке, где в марте 1638 года Афанасий составил записку царю, излагая свою миссию и историю путешествия в виде дневника. В этой записке Афанасий показал бедственное положение Православной Церкви в Речи Посполитой, развернув картину насилий и надругательств над Православием, умолял Российского государя заступиться за русскую веру. Он также советовал царю сделать на воинских хоругвях изображение Купятицкой Божией Матери, с помощью которой удалось совершить столь трудное и небезопасное путешествие. Записка эта вместе с изображением чудотворного образа была передана царю. В итоге Афанасий был принят в Посольской избе, где, видимо, рассказал и о готовящемся самозванце. Уже в следующем году в Польшу была послана комиссия во главе с боярином Иваном Плакидиным для выявления самозванцев; донесение главы комиссии подтвердило сведения Афанасия (Памятники русской старины. СПб. 1885. Т.8).

В цветоносное Вербное воскресенье Афанасий покинул Москву с щедрыми пожертвованиями для Купятицкой церкви, 16 июня прибыл в Вильну, а в июле достиг пределов родной обители.

В 1640 году братия Брестского Симеонова монастыря, лишившаяся игумена, послала в Купятицы прошение благословить к ним игуменом Афанасия Филипповича либо Макария Токаревского. Выбор пал на Афанасия, который направился в Брест. Здесь он оказался в самом центре борьбы Православия с унией, ибо Брест был городом, в котором появилось на свет и как нигде больше распространилось «греко-католичество». Еще ранее все 10 православных храмов города были превращены в униатские, и только в 1632 году православному братству удалось возвратить храм во имя Симеона Столпника с монастырем при нем, а в 1633 - церковь в честь Рождества Богородицы.

Униаты, однако, не прекратили своих посягательств, и вскоре игумену Афанасию пришлось разыскивать «фундации» на православные храмы: было найдено и занесено в городские книги магде-бургии шесть документов XV века, относящихся к брестскому Никольскому братству, объединявшему монастыри Рождества Богородицы и Симеона Столпника. Найденные игуменом документы давали основания к юридическому оформлению прав Рождество-Богородичного братства, и брестский подвижник отправился в сентябре 1641 года в Варшаву на сейм, где получил 13 октября королевский привилей, подтверждавший права братчиков и позволяющий приобрести в Бресте место для постройки братского дома.

Но привилей этот надлежало ратифицировать у канцлера Альбрехта Радзивилла и подканцлера Тризны, которые отказались, даже за 30 талеров, которые мог предложить им игумен, заверить привилей своими печатями, ссылаясь на то, что «под клятвою запрещено им от святого отца папежа, чтобы более уж вера греческая здесь не множилась». Не смогли помочь игумену Брестскому и собранные на сейме православные епископы, опасавшиеся, что в борьбе за меньшее можно потерять большее, вызвав волну новых преследований со стороны властей. Игумен Афанасий, однако, укрепленный в правоте своего дела благословением чудотворной иконы, вновь сделал попытку заверить данный привилей, - и вновь безуспешно. Тогда он явился на сейм и обратился непосредственно к королю с официальной жалобой - «супликой», - требуя, «чтобы вера правдивая греческая основательно была успокоена, а уния проклятая уничтожена и в ничто обращена», угрожая монарху Божией карой, если он не обуздает диктат Костела.

Обличение это, произнесенное 10 марта 1643 года, привело короля и сейм в сильнейшее раздражение. Игумена Афанасия арестовали и заключили вместе с соратником его диаконом Леонтием в доме королевского привратника Яна Железовского на несколько недель - до сеймового разъезда. Лишенный возможности разьяснить причины своего выступления, игумен Брестский возложил на себя подвиг добровольного юродства, и 25 марта, на празднование Благовещения Пресвятой Богородицы, бежал из-под стражи и, встав на улице в каптуре и параманте, бия себя посохом в грудь, принародно произнес проклятие унии.

Вскоре он был схвачен и вновь заключен под стражу, а после окончания сейма предан церковному суду. Суд, для успокоения властей, временно лишил его иерейского и игуменского сана и отправил в Киев на завершительное разбирательство консистории. В ожидании окончательного постановления суда преподобный Афанасий подготовил объяснительную записку на латыни, ибо предполагался приезд правительственного обвинителя. Вдали от раздраженной Варшавы и верховных властей суд, проходивший под председательством ректора Киево-Могилянской коллегии Иннокентия Гизеля, постановил, что Афанасий уже искупил свой «грех» заключением, и поэтому ему предоставляется свобода и возвращается священнический сан. Митрополит Петр Могила подтвердил это решение и 20 июня отправил преподобного в монастырь Симеона Столпника с посланием, в котором предписывалось быть более осторожным и сдержанным в церковных делах.

Так преподобный Афанасий возвратился в Брест, где и прожил «в покое время немалое». Покой этот был весьма относительным, ибо не прекращались непрерывные нападения на обитель иезуитских студентов и униатских священников, оскорблявших и даже избивавших православных иноков.

Рассчитывая получить поддержку у новогородского воеводы Николая Сапеги, считавшегося патроном Симеонова монастыря, и в уповании на то, что он поможет исхлопотать охранную грамоту для православных берестейцев, преподобный Афанасий отправился в Краков, занимаясь одновременно сбором пожертвований для своей обители. К сожалению, поддержки вельможного воеводы найти не удалось, и преподобный направился к московскому послу князю Львову, проживавшему в то время в Кракове и занимавшемуся расследованием о самозванцах. Встретившись с ним, Афанасий рассказал о своем путешествии в Москву, а также сообщил множество фактов о Яне-Фавстине Лубе, предъявив одно из его последних посланий, определенные фрагменты которого давали основания возбудить против самозванца судебное расследование.

Вызванный из Кракова в Варшаву письмом варшавского юриста Зычевского, который сообщал 3 мая 1644 года, что его усилиями грамота, порученная Афанасием к заверению у канцлера, уже снабжена необходимыми печатями, и требовал выкупить привилей за шесть тысяч злотых, преподобный Афанасий безотлагательно направился в столицу. Но когда при проверке оказалось, что привилей не внесен в королевскую метрику и, следовательно, не имеет законной силы, игумен отказался выкупить фиктивный документ.

Вернувшись в Брест из Варшавы, преподобный Афанасий заказал в бернардинском монастыре копию Купятицкой иконы и поместил ее в своей келии; вдохновленный этим образом, он приступил к сложению новой публичной жалобы, с которой рассчитывал выступить на сейме 1645 года. Для этого же он подготовил несколько десятков копий рукописной «Истории путешествия в Москву» с изображением Купятицкой иконы Божией Матери.



 

Возможно, будет полезно почитать: