Шесть правил как воспитать вундеркинда из вашего ребенка. Вундеркинды с пеленок (о вреде раннего развития) Как сделать из ребенка вундеркинда

«Ах ты, господи, какой маленький, а чего умеет!..» - говорим мы, умиляясь успехам очередного вундеркинда - спортсмена, музыканта, математика. И вздыхаем при этом: «А мой оболтус...» А ведь вундеркиндами не рождаются, их воспитывают.

Вундеркинд - явление социальное

Вундеркинд и гений - два абсолютно разных понятия. Гениев в детстве обычно называют «странный мальчик». Так, «странным мальчиком» был Стефенсон - любитель, как казалось окружающим, слоняться без дела и торчать на кухне часами напролет. Но именно на кухне этот «бездельник» обратил внимание на странное поведение крышки кипящего чайника, что дало ему возможность впоследствии стать создателем первого паровоза. Не менее «странным» был и Чарльз Дарвин, вместо уроков возившийся с мышами и окрещенный собственным отцом «позором всей семьи». Даже Пушкин не проявлял в детстве признаков гениальности. По словам сестры, он просто приводил мать в отчаяние своей неповоротливостью и молчаливостью.

Гении чаще всего проходят через множество увлечений: у Леонардо да Винчи талант раскрылся во многих областях. Вспомним и нашего Ломоносова: сферы его познаний и открытий - от поэзии до математики. Первым увлечением Галилея была живопись, в 17 лет он начал изучать медицину и лишь позже - математику. И примеров таких тьма. Еще один признак гениальности: самостоятельность мышления и умение «плыть против течения».

Другое дело вундеркинд. Это ребенок с ярким талантом, которого просто нельзя не заметить. Он на голову выше своих сверстников в какой-то одной области. Взрослые развивают его способности, основанные чаще всего на отличной памяти или тренированности тела, и именно они придумывают им применение. Ребенок повторяет то, чему научили его взрослые. Своего у него очень мало, ведь он всему еще только учится. Но даже способности для вундеркинда не главное. Гораздо важнее, чтобы их заметили и начали развивать.

Ошибки воспитания

В начале жизни все дети одинаковы (за исключением тех, кто имеет в своих генах какой-то изъян). Дальше многое зависит от родителей. Одни мудростью и добротой растят вундеркинда. Другие гасят в своих детях данные им при рождении способности. Почему так происходит? Специалисты считают, что родители, воспитывая детей, совершают три главные ошибки.

Ограничивают подвижность ребенка. Движение развивает не только мышцы, как кажется на первый взгляд, но и нервную систему, органы чувств и мышление. Ребенок, который много двигается, обгоняет в умственном развитии тихоню и лентяя. А родители что делают? С рождения талдычат: «Не упади, не толкни, не разбей...» В школе заставляют сидеть истуканом, хотя любой психолог скажет, что чем больше ребенок движется, тем меньше устает и легче усваивает учебный материал.

Мало общаются с детьми. Ребенок открывает мир, постоянно задавая вопросы: что? где? когда? почему? как? Собственно говоря, он решает для себя те же проблемы, которыми заняты самые умные философы. А что отвечают родители: «Подрастешь - узнаешь», «Много будешь знать - скоро состаришься». На каждый вопрос нужно отвечать, хоть это трудно и требует терпения. Но когда ребенок подрастет, надо подталкивать его к самостоятельным решениям. «А ты как думаешь?» - задавайте встречный вопрос. И обязательно вместе с ребенком разберитесь: прав он или нет.

Отказывают ребенку в совместном действии. Малыш берется вам помочь, и что он обычно слышит? «Отойди, разобьешь», «Не мешай, поранишься». Ему предлагают только роль прислуги: принеси, подай, подержи. А такая работа скучна, в ней нет открытия. Пусть ребенок учится чему-то совместно с вами, не на вторых ролях, а именно вместе. Ведь только так, «из рук в руки» передается опыт.

Быть или не быть?

Недавно я встретила приятельницу, с которой мы когда-то привели своих мальчишек в бассейн. Мой сын занимался с прохладцей. Заставить его выкладываться полностью было просто невозможно. «Ты посмотри, - говорила тренер после интенсивной тренировки, - он даже не устал». На мои просьбы заниматься серьезнее, сын отвечал: «А зачем?» «Ну, чтобы лучше плавать», - говорила я. «А зачем? Я и так хорошо плаваю». «Чтобы занимать первые места». Своим вопросом он ставил меня в тупик. Действительно, зачем? Зачем именно для него, а не для нашего родительского тщеславия? И 2-е место по городу было вершиной плавательной карьеры моего сына.

Сын же моей приятельницы плавал играючи. Он был как бы частью стихии и получал от этого колоссальное удовольствие. Не замедлили появиться и результаты. Он стал лучшим в городе, в республике. Семья поменяла место жительства: талантливому ребенку нужен простор. Его имя замелькало в газетах. И вдруг... «Сначала, - рассказывала приятельница, - начались боли в печени, заболевание глаз и непонятные высыпания по всему телу. Исчез интерес к тренировкам. А потом - полнейшее отвращение к спорту и сильнейшая депрессия». Приятельница клянет всех подряд: тренера, правительство, общество... Она даже не допускает мысли, что у сына просто происходит переоценка ценностей. Наверное, цель - результат, которую поставили перед ним взрослые, его уже не устраивает. Он должен прийти в себя, найти свое место в жизни. Если повезет.

Отчего же сгорают вундеркинды? В первую очередь, конечно, от непомерной эксплуатации. Специалисты считают, какой бы мощный генотип человек ни имел, он не беспределен. И без бережного отношения к годам 16-19 он опустошается.

Во-вторых, у вундеркиндов отбирают игру. Маленькое послушное существо по многу часов в сутки «пашет» в бассейне, на льду или барабанит по клавишам пианино. А задумывался ли кто-нибудь, что будет с этим ребенком, если его способности пройдут, или кто-то обгонит его, или он просто устанет? Чем он будет жить, если в прошлом у него только изнурительная работа и борьба с соперниками? Перед талантливыми детьми тщеславные родители ставят единственную цель - первенство. А ведь давно известно, что борьба за первенство - это всегда гонка со временем. Хрупкие талантливые дети не выдерживают этой гонки, ломаются, сходят с дистанции. А если кому-то из них удается достичь вершины, он вдруг понимает: дальше дорога только одна - вниз. Ведь просто жить вундеркинды не умеют, их этому не научили.

Поэтому родителям стоит трижды подумать, прежде чем выносить способности своего ребенка на суд общественности. Как ни банальна истина, но талант не терпит суеты. Он должен развиваться сам. А когда ребенок вырастет, то пусть распоряжается своим талантом тоже сам.

О методиках раннего развития читали и слышали все родители, но не все применяли их на практике. Кому-то элементарно не хватало времени, у кого-то не было особого желания. Популярностью пользуются методики Монтессори и Никитина, кубики Зайцева, методика Домана . О последней мы сегодня расскажем более подробно: в чем ее достоинства и недостатки.

История возникновения методики

Методика Домана , созданная американским нейрохирургом Гленом Доманом еще в прошлом веке, до сих пор пользуется огромной популярностью, вызывая интерес как у родителей, так и у педагогов. Все начиналось с лечения малышей с травмами мозга.

Нейрохирург Глен Доман поставил перед своей командой задачу не только лечить таких детей, но и развивать их. Он разработал свою методику, направленную на усиление активности мозга, в результате чего при восстановлении какой-то одной функции автоматически начинала «работать» и другая функция.

Воздействуя на мозг малыша, врач заставлял работать вначале «резервные» клетки головного мозга, которые не были поражены болезнью. Происходило это довольно оригинально на тот момент. На карточках большого размера писались слова красными буквами.

Детям показывали их одну за другой, произнося слова вслух. Каждый «сеанс» урока длился не более 10 секунд, но повторялся ежедневно до 15-20 раз. Таким образом, дети учились читать. После освоения навыков чтения на карточки стали добавляться точки, чтобы обучить счету, а затем и изображения простых предметов.

Что происходило по мере того, как мозг ребенка работал в активном режиме? Осваивая чтение и счет, малыши начинали понемногу двигаться, что уже говорило о большом прогрессе.

Сложнее всего было работать со слепыми детьми, но работая по методике, сотрудники клиники научили их видеть хотя бы очертания предмета. Дальнейшие занятия заставили детей понемногу двигаться.

Затем с ними занимались иностранными языками, обучали энциклопедическим знаниям, творческим навыкам.

Результатом таких занятий стало то, что больные дети не только догнали, но во многих областях и перегнали по развитию своих сверстников. Как же методика Домана должна действовать на здоровых детей?

На основе разработок с больными детьми Глен Доман создал простую методику по раннему развитию детей. Сейчас по ней может заниматься любой родитель, и любой ребенок может стать гением.

Методика Домана: когда начинать

Ответ доктора однозначный: начинать обучать ребенка по методике Домана надо с самого рождения, даже если вам кажется, что ребенок вообще ни на что не реагирует. Но вы ведь с ним разговариваете? И он отзывается на ваш голос? Что мешает добавить показ ярких карточек, сопровождая их озвучиванием?

Работая с детьми, педагоги отмечают, что они с интересом рассматривают яркие картинки, где изображены фрукты и овощи, картинки с природой, игрушки и окружающие предметы. Если хотя бы по пять минут в день заниматься с малышом, используя карточки, его мозг начнет активно работать, причем стимулируются различные отделы головного мозга.

В результате таких занятий у ребенка тренируется фотографическая память, он получает энциклопедические знания и развивается гораздо быстрее своих сверстников.

Как заниматься по этой методике

Разобраться, как заниматься по методике Домана , несложно. Не пытайтесь начать занятие, если ребенок плохо себя чувствует, капризничает или голоден. Выберите момент, когда он бодр, весел и сыт. В таком состоянии он с радостью поиграет с мамой в новую игру.

Сообщите ему: «Я покажу тебе красивые цветы!» и показывайте карточки одну за другой, говоря, что на ней изображено. Самим в карточки заглядывать не надо - это будет отвлекать ребенка.

Не задерживайтесь отдельно на карточке, показывайте их достаточно быстро, весело сообщая слово, написанное на обороте. В идеале достаточно одной секунды на одну карточку.

После первого показа перемешайте карточки - ребенок должен запоминать не последовательность, а сами изображения. Через некоторое время снова повторите игру.

Первые несколько дней, показывая карточки, можно проговаривать: «Этот цветок называется тюльпан». Затем малышу достаточно будет сказать «тюльпан». Самое главное - закончите занятие до того, как малыш начнет отвлекаться, оно не должно ему надоесть.

Каждую неделю используйте новые наборы, как только малыш четко усвоит все слова из предыдущего.

Используйте различные языки. Чем раньше вы начнете вводить новый язык, тем больше слов усвоит малыш, а затем сможет смотреть и мультфильмы.

Сейчас можно приобрести множество наборов карточек для обучения по методике Домана. Вы и сами можете их создать, найдя интересные картинки и сделав к ним подписи.

Недостатки методики Домана

Да, при всех прелестях и неоспоримых преимуществах, у методики Домана есть и свои недостатки. А именно:

  • Ребёнок пассивен в процессе обучения: его функция - просто смотреть.
  • Ребенок не учится самостоятельно читать или слушать и производить анализ текста.
  • Не проявляется творчество в процессе обучения.
  • Нельзя пропускать занятия, причем заниматься надо ежедневно по несколько раз в день.
  • Если ребенок старше трех лет и до этого с ним по этой методике не занимались, то он неохотно начинает.

Вообще, любая из методик раннего развития имеет свои достоинства и недостатки. Возможно, стоит взять лучшее из каждой из них и заниматься комплексно. Пусть малыш играет, а вы по ходу игр вводите элементы той или иной методики, так он будет всесторонне развиваться.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Чтобы ребенок чувствовал себя в детском садике как дома и посещал его с радостью, надо отнестись к выбору дошкольного учреждения более чем серьезно. Поэтому в нашей статье мы подготовили для читателей несколько самых основных критериев того, как выбрать детский сад для ребенка и впоследствии не пожалеть об этом.

Все родители мечтают, чтобы их ребёнок вырос умным и сообразительным. И правда, можно ли вырастить вундеркинда с пеленок? Психологи говорят, что если начать заниматься с ребенком прямо с пеленок, то это вполне реально. Вундеркинд – это ребенок талантливый, у него очень глубокие познания в каких либо областях. Вундеркиндами не рождаются, а становятся. Такого ребенка нужно воспитывать и развивать его способности с самого раннего детства.

И так с чего же начать?

Говорят, чтобы малыш рос интеллектуалом, нужно чтобы он был спортсменом. Да это действительно так. Это очень важно на первых годах жизни, потому что физическое и умственное развитие взаимосвязаны между собой. Различные упражнения стимулируют появления в мозге новых межклеточных соединений, отвечающих за интеллект. Не нужно устраивать младенцу серьезные тренировки, надо просто дать ему максимум свободы движения. Не рекомендуется туго пеленать ребенка. Лучше выкладывать малыша на животик и поощрять, выполняя перевороты и подтягивания. Не спешите ставить ребенка на ноги, потому что именно ползание приносит большую пользу как телу, так и уму. Для полноценного развития вашего малыша необходимо чаще брать его в свои руки, делать качественные массаж, играть с ним в пальчиковые игры и общую. Также с ребенком нужно общаться – говорите обо всем на свете или пойте песенки. В результате этих занятий, управлений, эмоции, которые проявляются у малыша, будут способствовать правильному формированию, что немаловажно для нервной системы и головного мозга. В процессе игры кроха быстро овладеет вполне взрослыми знаниями.

Не помешают и развивающие игры, которые дают простор активным действиям и фантазии малыша. Купите ребенку такие предметы -пластилин, краски, лёгкие конструкторы из пластика или дерева, простейшие музыкальные инструменты, с помощью них малыш будет творить что-то новое для себя. Важно также не отталкивать ребенка, если он хочет вам в чем-то помочь. Пусть он вам будет мешать и делать все неправильно, но именно в совместных действиях передается опыт.

Когда вы выбираете хорошую методику раннего развития ребёнка, учитывайте обязательно темперамент и привычки малыша и следуйте тактике мелких шагов. Начните с развешивания географических карт и портретов различных поэтов или писателей, так ваш ребенок быстро изучит азы географии и литературы. Можно прикрепить дома карточки с надписями, а затем ходить с ребенком на руках от одной картинки к другой, читая таблички вслух. Чтобы у ребенка оставался интерес к занятиям, заканчивайте свои уроки до того, как они ему наскучат. В процессе обучения всегда улыбайтесь малышу и поощряйте его.

Родителям при занятиях с ребенком важно четко понять, к чему у него наибольшая тяга, к какой области. Это не так легко определить. Если вы всю жизнь мечтали стать художником или физиком, совсем не обязательно, что ваш ребенок тоже будет тянуться к изучению этих предметов. Перед упражнениями должны быть перерывы, малыш должен отдыхать, иначе могут быть проблемы со здоровьем в результате переутомления. С раннего возраста нужно приучить ребенка делать выбор самому, чтобы он рос самостоятельным.

Чтобы ваши упражнения принесли пользу, следуйте следующим правилам:

Никогда не превращайте любые успехи крохи в повод продемонстрировать их перед друзьями, родственниками или знакомыми, в противном случае у малыша сформируется неправильная мотивация
- соблюдайте последовательность при обучении, не бросайтесь от одной методики к другой
- во всем нужна постепенность, не перегружайте ребенка знаниями.

Ну, и самое главное, без чего ребенок не сможет развить свои способности – это любовь родителей. Любите своего ребёнка таким, какой он есть, показывайте ему свою любовь и оказывайте поддержку, тогда он всегда будет радовать вас своими успехами и достижениями в дальнейшем, и у вас точно получится вырастить вундеркинда с пеленок.

Родителям, которые планируют вырастить из своего ребенка вундеркинда, необходимо, прежде всего, создать для этого наиболее благоприятную среду. У вас дома, в свободном для малыша доступе, должна быть соответствующая библиотека. Тематика книг, пусть будет как можно разнообразнее. Ведь невозможно предугадать, что в большей степени его заинтересует. Наличие музыкальных инструментов, приспособлений для занятий изобразительным искусством. Не запрещайте работать на компьютере, именно на нем большинство современных талантов черпают информацию. Наличие интеллектуальной среды, обязательное условие, но не перегружайте ребенка кружками и различными факультативами.

Особо важное - это стиль поведения родителей. Не нужно проявлять деспотизм или озабоченную назидательность в воспитании подрастающего поколения. Будьте малышу, другом соратником, помощником, но не давите на тонкую детскую психику своим авторитетом. С рождением каждому из нас, даются определенные таланты и задатки, только необходимы соответствующие условия для их развития. Шанс на это должен быть у каждого и окружающие должны оказать в подобном процессе посильную помощь. Вообще то, сейчас существуют некоторые приемы, которые помогут родителям развивать способности их ребенка.

Например, с самого раннего возраста развивайте в малыше его творческое начало. Например, использование пальчикового рисования, поможет развивать в нем не только цветовосприятие и воображение, но и уверенность в себе. Постепенно начинайте использовать краски, мелки, цветные карандаши. Важным и особым этапом в развитии талантливого начала ребенка, служит прослушивание и затем и чтение сказок. Читайте сами или применяйте метод аудио-сказки, но они должны быть различной тематики и сюжетной линии. Различные нестандартные подходы к обучению или воспитанию ваших детей, также очень эффективный способ для формирования задатков вундеркинда.

Уже с годовалого возраста, подобные случаи стали уже больше закономерностью, чем чем-то необычным, некоторые малыши знают буквы. К двум-трем годикам, малыш с которым занимаются родители, уже может довольно сносно читать. Различные кубики, карточки, цифры, ноты, незаменимые помощники в этом случае. Они должны быть яркие, четкие и обязательно безопасные для детского здоровья. Стремление навязывать детям свои взгляды, желание реализовать свои несбывшиеся мечты - это наиболее опасный путь к достижению формирования одаренности. Ведь ребенок, прежде всего, должен проявлять инициативу, достигать собственно поставленных целей и вершин.

Доступ к компьютеру, должен быть ограничен в разумных пределах и никаких игр-стрелялок. Приобретите диски с развивающими играми и упражнениями. Существует много развивающих программ по школьным предметам, научите ребенка их использовать и новый уровень развития не заставит себя ждать. Будьте готовы к тому, что в обычной школе одаренных детей не очень-то любят. В связи с этим подыщите подходящую гимназию и желательно по профильному обучению, которое намного удается вашему ребенку.

Таким образом, делаем вывод, что вундеркиндами рождаются все, но формировать и развивать определенные таланты наших детей, несомненно, стоит. Не будьте строгим воспитателем, а проявляйте уважение, дружелюбие, понимание.

Какая мама не желает, чтобы ее малыш был смышленым, умным, талантливым. Так вот, именно родители должны помочь своему ребенку обнаружить и развить скрытые таланты, а они есть практически у каждого малыша. Важно позволить ребенку свободно развиваться, проявлять любознательность, не ограничивать возможности для любого творчества. Почему надо растить вундеркинда с пеленок? Да потому, что именно период младенчества, первый год жизни особенно важен для развития врожденных способностей.

Три «секретных компонента»

Три «кита», на которых держится система успешного воспитания – это Любовь, Похвала и Помощь. Но ведь все родители любят своих детей. Да, однако, не всегда они дают ребенку это почувствовать, а очень зря. Только купаясь в лучах родительской любви, дети растут здоровыми, спокойными, уверенными и успешными. Похвала тоже не должна быть редкостью – даже самые маленькие успехи заслуживают внимания и обязательно – одобрения. И это правило не только для родителей, которые хотят вырастить вундеркинда с пеленок.
А вот помощь должна быть правильной: никогда нельзя бросать ребенка наедине с его проблемой, страхом, неудачей. Для малыша может быть одинаковой трагедией как боязнь темноты, так и не получившийся домик из кубиков.
Не надо бросаться исправлять все за малыша, но помочь, подсказать, подбодрить – вот отличный стимул для малыша довести дело до конца и получить заслуженную похвалу.

Ловкие пальчики – сообразительные дети

А вы знаете, что есть способ определить уровень развития речи вашего чада, даже не разговаривая с ним! Надо попросить малыша показать сначала один, потом два и наконец, три пальчика по очереди. Если пальчики двигаются вместе, слишком напряжены или наоборот двигаются слабо и вяло, то малыш еще толком не заговорил. А ребенок легко совершает отдельные движения каждым из пальцев, то ребенок этот явно разговаривающий.

Развивающие занятия и игрушки для вундеркиндов с пеленок

В чем же секрет, где связь мелкой моторики и малышовой речи? А дело в том давлении, которое оказывается на кончики пальцев во время выполнения тонких движений. Нервные окончания отправляют импульсы, которые «будят» еще спящие клетки коры головного мозга, отвечающие за речь и мышление. Детки с развитой моторикой более сообразительные, внимательные, наблюдательные, у них нет проблем с памятью и координацией.

Большинство действительно эффективных методик раннего развития включают упражнения и игры для улучшения мелкой моторики. Именно так и можно вырастить с пеленок вундеркинда – играя, читая, регулярно занимаясь по выбранной системе.

Начинать заниматься с ребенком можно хоть с самого рождения: когда мама гладит крошечные ладошки, перебирает малюсенькие пальчики, происходит первое воздействие на мозговые центры. Позже малыш все хватает, в ладошки хлопает, разжимает и сжимает кулачки.
Тренировать ручку ребенка можно играя с кубиками и пирамидками, рисуя пальчиковыми красками, используя разные развивающие коврики, браслеты-погремушки.

Позднее можно заинтересовать малыша шнуровками, сортерами, обучающими столиками и другими развивающими игрушками.

Заниматься нужно регулярно, осваивая одни игры, и предлагая ребенку что-то новенькое, чтобы у него не пропадал интерес к таким играм-урокам. Как и в любом деле, только систематические упражнения дают заметный эффект.

Сегодня ассортимент развивающих игрушек огромный, но не стоит забывать и о лепке из различных материалов (теста, глины, пластилина), нанизывании колец и бусин. Можно плести косички, расстегивать-застегивать пуговицы.

Что читают маленьким гениям

Важно много читать ребенку, даже если нет цели — вырастить вундеркинда. Начать можно прямо с рождения, а можно и даже во время беременности. Многие продвинутые мамочки говорят, что не только читали, рассказывали сказки, но и пели своим малышам еще до рождения, слушали красивую музыку, и принесло это только пользу. Книжки надо выбирать исходя из возраста – сначала ребенок будет просто слушать, потом заинтересуется яркой обложкой, шуршанием страниц, картинками. Потом начнет различать, кто нарисован, захочет потрогать, полистать сам.
Постепенно малыш научится не только вслушиваться в мелодику маминого голоса, но и различать знакомые слова.

Самое время закреплять связи слово-образ, называя слова и показывая картинки, предметы, выражая мимикой эмоции. Создайте свою подборку детских книжек, читайте разноплановые вещи, подмечайте, что больше всего заинтересует ребенка. Поощряйте любую реакцию маленького на чтение, общайтесь, спрашивайте, подсказывайте. Например, вот такую книжку-развивалку можно заказать в магазине mytoys.

Некоторые развивающие книжные наборы выглядят как новогодняя коробка конфет, а играть с книгой-погремушкой не только весело, но еще полезно и интересно. Маленькие гении даже купаться могут со специальными книжками для ванной!

В заключение, хочется сказать, что методик раннего развития существует довольно много, и нужно только выбрать подходящую именно вашему малышу. Но если все так просто, возникает вопрос — почему же не из всех детишек вырастают гении? Ответ прост – большинству родителей не хватает терпения и последовательности, чтобы заниматься регулярно и постоянно.

Достигая определенных успехов, большинство пускает занятия на самотек, а потом и совсем бросает это дело. Например, научился малыш говорить, или читать-писать раньше положенного, и все, мама уже может с гордостью демонстрировать успехи крохи. И со временем весь тот задел, все то опережение, ранее развитие, к которому так стремились родители постепенно сходит на нет. И к школе это уже совершенно обычный ребенок с тем же уровнем что и у всех.

Но ведь можно продолжать занятия, не лениться и не останавливаться на достигнутом, не утомляя ребенка, но и помогая ему не потерять, а наоборот совершенствовать полученные навыки. Только тогда результат будет постоянно прогрессировать, а маме и малышу определенно будет, чем гордиться!



 

Возможно, будет полезно почитать: