Братья Лихуды — основатели Славяно-греко-латинской академии. Ястребов Алексий, протоиерей

Софроний (в миру - Спиридон) (1652-1730 гг.)

Деятели образования в России, педагоги, публицисты и переводчики. Происходили из знатного греческого рода, окончили Падуанский университет. В 1676-1680 гг. Софроний преподавал в школах Греции и в греческих школах Албании и Македонии. В 1685 году Лихуды по приглашению царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоахима приехали в Москву для организации преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Начали свою деятельность в школе при Богоявленском монастыре (с 1687 года в составе академии), где преподавали греческую грамматику и риторику. В академии они читали на греческом и латинском языках курс "свободных искусств". В 1686-1693 гг. Лихуды составили учебники грамматики, пиитики, риторики, логики, физики (в аристотелевском духе) и психологии (не преподавалась), в которые они включили ряд методических указаний. В основе их преподавания лежали принципы схоластической педагогики, но при этом Лихуды стремились учитывать национальные и возрастные особенности учеников. В академии Лихуды применяли элементы взаимного обучения: старшие ученики обучали младших, был создан подготовительный класс "словенского книжного писания". Учениками и помощниками Лихудов в академии были Ф. Поликарпов-Орлов и Н. Семёнов (Головин), ставшие впоследствии преподавателями академии, а также А. Барсов, Карион Истомин и др.

В полемике между сторонниками греческой и латинской образованности Лихуды отстаивали интересы грекофилов, хотя считали необходимым изучение латыни. Преподавание латинского языка, физики и философии вызывало раздражение наиболее реакционных церковных кругов, в 1694 году Лихуды были отстранены от работы в академии, в 1698 году удалены в монастырь. По выходе из него (1706 г.) продолжали педагогическую деятельность в организованной ими славяно-греческой школе в Новгороде Великом, где читали греческую грамматику, пиитику и риторику по своим учебникам. В 1707 году Софроний, а в 1716 году Иоанникий вернулись в Москву, преподавали в греческой школе. Лихуды занимались также переводами, писали полемические сочинения против католиков, лютеран, старообрядцев. Создали ряд панегирических произведений, посвящённых крупнейшим событиям петровской эпохи (взятию Азова, Полтавской битве, Ништадтскому миру и т. п.). В "Слове о Софии" и "Собрании разных философских предметов" рассмотрели ряд философских проблем. Редактировали "Трёхъязычный лексикон" Поликарпова-Орлова и новый перевод Библии.

Большая часть рукописных учебников Лихудов хранится в Государственном историческом музее и Российской государственной библиотеке.

Литература: Смеловский А., Братья Лихуды и направление теории словесности в их школе, «Журнал Министерства народного просвещения», 1845, т. 45, № 2-3; Сменцовский М. Н., Братья Лихуды, СПБ, 1899; Лермонтова Е. Д., Похвальное слово Лихудов царевне Софье Алексеевне, М., 1910 (с текстом); Копыленко M. M., Рукописная греческая грамматика братьев Лихудов, "Византийский временник", т. XVII, М. - Л., 1960; Фонкич Б. Л., Новые материалы для биографии Лихудов, в кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1987 г., М., 1988.



План:

    Введение
  • 1 Факты биографии
  • 2 Сочинения и богословие
  • 3 Разное
  • Литература
    Примечания

Введение

Памятник братьям Лихудам в Москве

Иоанникий Лихуд (1633 - умер в 1717 г.) и Софроний Лихуд (1652 - умер в 1730 г.) - греческие православные монахи, первые преподаватели славяно-греко-латинской академии - первого высшего учебного заведения в Московском государстве.

Начало их преподавательской деятельности в Москве в 1685 году ознаменовало окончательную победу «грекофильской» партии над «латинской» в богословских спорах и политической борьбе того времени в Московской Церкви и при царском Дворе. Пользовались поддержкой Патриарха Иоакима, архиепископа Холмогорского Афанасия (Любимова), влиятельного Чудовского инока Евфимия, архимандрита Высокопетровского монастыря Иова. Сумели приобрести значительное положение и в гражданских сферах: имели доступ ко двору государей. Светским покровителем братьев был князь Василий Васильевич Голицын, оказавший Лихудам значительную помощь своими деньгами в устройстве Академии.


1. Факты биографии

Греки по национальности, родом из Кефалонии, потомки византийского княжеского рода царской крови. Получив образование в Греции, потом в Венеции и Падуанском университете, они несколько лет состояли в Греции учителями и проповедниками.

Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем академии, царь Фёдор и Патриарх Иоаким в 1682 году просили Восточных Патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Так случилось, что с марта 1683 года братья Лихуд жили в Константинополе на подворье у Иерусалимского Патриарха Досифея II. Последний предложил Лихудам отправиться в Москву, снабдив их рекомендательными грамотами и деньгами на дорогу.

3 июля 1683 года Лихуды оставили Константинополь; в Россию прибыли почти два года спустя вследствие задержки в пути из-за войны Австрии с Портою и происков иезуитов в Польше, которые старались как можно долее задержать Лихудов.

Прибыли в Москву 6 марта 1685 года. Сразу по прибытии в Москву 1685 году начали преподавать в существовавших уже «заиконоспасских школах», помещавшихся в Заиконоспасском монастыре, и в течение восьми лет преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику и физику, встречая большие препятствия со стороны бывших в то время в Москве учёных-западнорусов.

В 1688 году Иоанникий Лихуд в звании русского посла отправился в Венецию, где пробыл около четырёх лет.

В 1694 году, по требованию Досифея II, к тому времени бывшего весьма недовольным деятельностью братьев (в основном ввиду конфликтов корыстного характера и доносов), а также неблаговидного поведения сына Иоанникия - Николая (тот был пожалован стольником и владел значительною земельною собственностью), оба брата были устранены от преподавания в академии и определены для занятий к московской типографии.

В 1697 году указом Петра I им поручено было обучать 55 человек итальянскому языку (из 55 учились лишь 10, остальные отговорились). Их продолжали обвинять то в ересях, то в каких-то политических интригах в Царьграде.

В 1704 они были сосланы в костромской Ипатьевский монастырь.

В 1706 новгородскому митрополиту Иову позволено было поручить им устройство в Новгороде славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Из Новгорода они снова вызваны были в Москву, для занятий в академии и для участия в исправлении Библии, вначале Софроний в 1709 году, а потом Иоанникий в 1716 году.

Около 1720 года, после смерти Иоанникия, Софроний был назначен настоятелем Солотчинского монастыря в Рязанской епархии. Монахи не любили настоятеля-гречина, получившего эту должность не по их выбору, а по назначению начальства. Они отказывались подчиняться его распоряжениям, несколько раз держали его под арестом в его келье, покушались даже на его жизнь. Он бежал в Москву, где его жалобы не имели успеха вследствие подкупа судей монастырскими стряпчими, ненавидевшими Софрония за то, что он препятствовал расхищению ими монастырских имуществ.


2. Сочинения и богословие

Трудам Лихудов ещё не даны оценки, так как ещё не рассмотрены все составленные ими учебники (по грамматике, риторике, логике, физике, психологии, богословию), по которым происходило преподавание в Заиконоспасской академии (они находятся в рукописях в разных библиотеках). Известно, что Лихуды пользовались собственными сочинениями, а также теми курсами, которые сами слушали в Падуе. Из того, что известно из курсов Лихудов видно, что они не рабски следовали Аристотелю, а лишь в умеренной степени вносили в свои курсы западный схоластический характер. Есть у них и собственные мысли, например в «риторике» деление красноречия на божественное, героическое и человеческое. Во всяком случае, уровень научности в курсах Лихудов выше, чем в подобных сочинениях учёных киевской академии их времени. У них меньше пристрастия к учениям дохристианских учёных и к схоластике, а в риторике, вопреки обычаю западному, они прямо держатся взглядов Аристотелю. Их можно назвать родоначальниками высшего образования в Великороссии.

Из учеников Лихудов образовалось целое поколение первых собственно русских учёных, каковы Поликарпов, Барсов, Постников, Феолог, Головин, Козма, Иов, Палладий Роговский и другие, отчасти бывшие профессорами академии и её начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд учёных сочинений.

Когда Лихуды прибыли в Москву, там всех волновал вопрос о времени Пресуществления Святых Даров на Литургии. Представитель «латинского учения» монах Сильвестр (Медведев), видевший в Лихудах соперников по учёному авторитету, провозгласил их еретиками и издал против них сочинение «Манна». Лихуды написали в ответ «Акос или врачевание от угрызений змиевых» (перевод на русский язык их учениками, Поликарповым и Семёновым). Сильвестр издал второе сочинение против них - «Тетрадь на Лихудов»; Лихуды отвечали книгой: «Диалоги грека учителя к некоему Иисуиту». Хотя полемика по спорному вопросу продолжалась и после, но названными двумя сочинениями Лихудов этот вопрос был бесповоротно решён в пользу православного греческого мнения.

Вслед за тем против католичества написаны ими ещё два сочинения: «Показание истины» (1689 год) и «Мечец духовный или разговор с иезуитом Руткою в Польской земле».

Также ими написаны сочинения против лютеран: «Иоанникия и Софрония обличение ересям Лютера и Кальвина», и против раскольников: «Коллурий от лютой страсти очеболения Капитоновского» и «Письмо к императору Петру I о ересях Кальвина и Лютера» (напечатано в журнале «Странник», 1861 г.). Кроме того, известны ещё «Философские ответы Софрония» и полный список библии с исправлениями, сделанными Софронием.

Заслуживают упоминания и проповеднические сочинения Лихудов:

Иоанникия:

  • «Речь патриарху», 1691 год.;
  • «Надгробное слово царице Наталье Кириловне» 1694 год.;
  • «Похвальное слово царю Иоанну» 1696 год;
  • «Похвальное слово царю Петру I по взятии Азова» 1697 год;
  • «Похвальное слово ему же по возвращении из Голландии» 1698 год;
  • «Поучение на пятую неделю великого поста» 1701 год.

Софрония:

  • «Слово на день рождения Петра I»,
  • «Слово о Софии, премудрости Божией» 1708 год,
  • «Похвальное слово святому Варлааму Хутынскому»,
  • «Житие Варлаама»,
  • «Триумф о мире с Швецией» 1721 год;
  • «Слово похвалительное на преславное венчание благочестивейшия великая государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны» / Публ. и коммент. В.М. Ундольского // Русский архив, 1863. – Вып. 10/11. – Стб. 761-776.
  • «Слово о предопределении», изданное Д. В. Цветаевым в «Памятниках протестантства в России» и в «Чтение Московского Общества Истории» за 1883 и 1884 годы.

Филарет, кажется, несправедливо набрасывает тень на нравственный характер Лихудов, обвиняя их в корыстолюбии. Из дела по жалобе Софрония на солотчинских монахов видно, что во время вторичного его заведования «греческой школой» в Москве он за эту службу не получал никакого жалованья, довольствуясь тем вознаграждением, какое получал за труды по исправлению Библии, всего в количестве 50 рублей в год, тогда как его ученики в то же время получали вчетверо и впятеро более. Из сочинений Лихудов в полном составе напечатан один «Мечец духовный» (в «Православном Собеседнике», 1866-1867 год.).


3. Разное

31 мая 2007 года бронзовый памятник монахам-просветителям братьям Лихудам был открыт в Москве, в Богоявленском переулке, перед алтарём собора бывшего Богоявленского монастыря .

Литература

  1. извлечение из московского архива министерства юстиции Николаевым (Москва 1881 год);
  2. «Братья Лихуд» И. Я. Образцова, в «Журнал Министерства Народного Просвещения», (1867);
  3. Л. Н. Майков «О сочинениях Лихуд, находящихся в синодальной библиотеке и Румянцевском музее» (в «Летописи Занятий Археографической Комиссии», т. VII);
  4. письма Лихуд (1706-1713 года) - в «Материалах для истории училищ в России» И. К. Куприанова («Журнал для воспитания» Чумикова, 1857 год);
  5. о побеге с Москвы Лихуд в 1702 году (в «Чтениях Моск. Общ. Ист. и Др.» 1867 г.).
  6. О последних годах жизни Софрония в Солотчинском монастыре, по данным синодального архива, см. статью проф. Н.И. Барсова «Черты русской истории, быта и нравов начала XVII столетия», в «Историческом Вестнике» 1892 год.

Примечания

  1. Патриарх, президент Греции и мэр Москвы откроют памятник греческим монахам-просветителям - www.newsru.com/religy/31may2007/lichud.html NEWSru.com 31 мая 2007 г.
скачать
Данный реферат составлен на основе

) - греческие православные монахи, первые преподаватели Славяно-греко-латинской академии - первого официально утверждённого высшего учебного заведения в Русском государстве .

Начало их преподавательской деятельности в Москве в 1685 году ознаменовало окончательную победу «грекофильской» партии над «латинской » в богословских спорах и политической борьбе того времени в Русской Церкви и при царском дворе. Пользовались поддержкой Патриарха Иоакима , архиепископа Холмогорского Афанасия (Любимова) , влиятельного Чудовского инока Евфимия , архимандрита Высокопетровского монастыря Иова . Сумели приобрести значительное положение и в гражданских сферах: имели доступ ко двору государей.

Факты биографии

Армяне-халкидониты по национальности, родом с острова Кефалония (ныне - Кефалиния), потомки армяно-византийского княжеского рода царской крови - один из Лихудов, Константин, был женат будто бы на потомице императора Константина Мономаха . Получив образование в Греции , потом в Венеции и Падуанском университете , они несколько лет состояли в Греции учителями и проповедниками .

Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем академии, царь Фёдор и Патриарх Иоаким в 1682 году просили Восточных Патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Так случилось, что с марта 1683 года братья Лихуд жили в Константинополе на подворье у Иерусалимского Патриарха Досифея II . Последний предложил Лихудам отправиться в Москву, снабдив их рекомендательными грамотами и деньгами на дорогу.

3 июля 1683 года Лихуды оставили Константинополь; в Россию прибыли почти два года спустя вследствие задержки в пути из-за войны Австрии с Портою и происков иезуитов в Польше, которые старались как можно долее задержать Лихудов.

Из Новгорода они снова были вызваны в Москву, для занятий в академии и для участия в исправлении Библии , вначале Софроний в 1709 году , а после смерти митрополита Иова - Иоанникий в 1716 году .

Из учеников Лихудов образовалось целое поколение первых собственно русских учёных, каковы Ф. П. Поликарпов , А. К. Барсов , П. В. Постников , Феолог , Головин, Козма , Иов , Палладий Роговский и другие, отчасти бывшие профессорами академии и её начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд учёных сочинений.

Когда Лихуды прибыли в Москву, там всех волновал вопрос о времени Пресуществления Святых Даров на Литургии. Представитель «латинского учения» монах Сильвестр (Медведев) , видевший в Лихудах соперников по учёному авторитету, провозгласил их еретиками и издал против них сочинение «Манна». Лихуды написали в ответ «Акос, или Врачевание от угрызений змиевых» (перевод на русский язык был сделан их учениками, Поликарповым и Семёновым). Сильвестр издал второе сочинение против них - «Тетрадь на Лихудов»; Лихуды отвечали книгой: «Диалоги грека учителя к некоему Иисуиту». Хотя полемика по спорному вопросу продолжалась и после, но названными двумя сочинениями Лихудов этот вопрос был бесповоротно решён в пользу православного греческого мнения.

Вслед за тем против католичества написаны ими ещё два сочинения: «Показание истины» (1689) и «Мечец духовный, или Разговор с иезуитом Руткою в Польской земле».

Также ими написаны сочинения против лютеран («Иоанникия и Софрония обличение ересям Лютера и Кальвина»), против раскольников («Коллурий о лютой страсти очеболения Капитонского») и «Письмо к императору Петру I о ересях Кальвина и Лютера » (напечатано в журнале «Странник», 1861 г.). Кроме того, известны ещё «Философские ответы Софрония» и полный список Библии с исправлениями, сделанными Софронием.

Заслуживают упоминания проповеднические сочинения Лихудов:

Иоанникия:

  • «Речь патриарху» (1691);
  • «Надгробное слово царице Наталье Кириловне » (1694);
  • «Похвальное слово царю Иоанну » (1696);
  • «Похвальное слово царю Петру I по взятии Азова » (1697);
  • «Похвальное слово ему же по возвращении из Голландии» (1698);
  • «Поучение на пятую неделю великого поста» (1701).

Софрония:

  • «Слово на день рождения Петра I»,
  • «Слово о Софии, премудрости Божией» (1708),
  • «Похвальное слово святому Варлааму Хутынскому »,
  • «Житие Варлаама»,
  • «Триумф о мире с Швецией » (1721);
  • «Слово похвалительное на преславное венчание благочестивейшия великая государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны» / Публ. и коммент. В. М. Ундольского // Русский архив, 1863. - Вып. 10/11. - Стб. 761-776.
  • «Слово о предопределении», изданное Д. В. Цветаевым в «Памятниках протестантства в России» и в «Чтение Московского Общества Истории» за 1883 и 1884 годы.

Филарет, кажется, несправедливо набрасывает тень на нравственный характер Лихудов, обвиняя их в корыстолюбии. Из дела по жалобе Софрония на солотчинских монахов видно, что во время вторичного его заведования «греческой школой» в Москве он за эту службу не получал никакого жалованья, довольствуясь тем вознаграждением, какое получал за труды по исправлению Библии, всего в количестве 50 рублей в год, тогда как его ученики в то же время получали вчетверо и впятеро более. Из сочинений Лихудов целиком напечатан только «Мечец духовный» (в «Православном Собеседнике», 1866-1867 год.).



 

Возможно, будет полезно почитать: