Обман в строительстве и завышение сметной стоимости. Как проверить наличие допуска сро у подрядчика - инструкция В качестве заключения

В процессе проверки составленной подрядчиком сметы можно выделить три основных этапа:

  • тщательная проверка указанных в смете объемов предполагаемых работ;
  • проверка указанных расходов материала и их стоимости;
  • проверка стоимости предполагаемых работ.

Объем работ

Первый этап, касающийся объемов работ, не отличается особой сложностью и предполагает наличие базовых знаний геометрии и математики. Проверка смет касается расчетов площадей поверхностей, требующих отделки, объемов железобетонных конструкций, длины коммуникационных трубопроводов и так далее. Очень просто проводить проверку на объекте или при наличии проекта. Могут возникать сложности, когда выполняется комплекс работ, где учитывается отдельно каждый этап. Например, прежде чем окрасить стены, их нужно должным образом подготовить, то есть прогрунтовать, нанести шпаклевку, выровнять и зашлифовать поверхность, только затем приступить к окрашиванию. В таких случаях проверяющий должен точно знать всю технологию правильного выполнения той или иной работы, а чтобы подрядчик не мог обмануть заказчика, нужно лично контролировать процесс на каждом этапе. Это даст возможность убедиться, что все работы выполняются в полном объеме, даже те, результат которых не виден в конечном итоге. В условиях проведения масштабных строительных работ, заказчику выгоднее обратиться за помощью к специалистам по техническому надзору.

Расход и стоимость материалов

Второй этап проверки также довольно прост и связан с математическими вычислениями и знаниями в области расценок на основные виды строительных материалов. Учитывается тот факт, что при закупках больших партий материалов, клиент может рассчитывать на приличную скидку. Нередко подрядчик пользуется таким преимуществом и оставляет сэкономленную сумму средств себе, в качестве дополнительного дохода. Выяснить условия магазина, в котором предполагается закупать материалы, можно по телефону. Стоимость доставки также может быть уже включена в стоимость материалов, особенно в случае приобретения всей партии необходимых материалов в одном месте. В противном случае стоимость доставки на объект может составлять от 7-13% стоимости заказа. На данном этапе проверки рассчитывается реальный расход материалов, что зависит от особенностей объекта. Примерный расход каждого вида строительного материала может быть указан на упаковке, а также информацию по данному вопросу можно найти в интернете. Также учитывается определенный расход на отходы и остатки, коэффициент которого составляет от 5-20%. В случае работы с твердыми материалами небольшого размера, например, керамической плиткой, процент отходов составит до 5%.

Стоимость работ

Расценки на работу мастеров зависят от региона, специфики поставленной задачи, трудоемкости операции, квалификации специалиста и многих других факторов. Поэтому проверка проводится с учетом тех критериев, которые в вашей ситуации имеют большее влияние на стоимость работы специалистов.

, монтажных , пусконаладочных и проектно-изыскательских работ, независимо от вида объекта, будь то квартиры, дома, офисы, предприятия, а также внутренние и наружные инженерные системы.

Проверка смет может осуществляться в любых нормативах: ФЕР, ТЕР, ТСН, МТСН, коммерческих расценках и по общерыночным ценам.

Расценки на проверку смет в нашей компании в среднем составляют 0,2 % от полученной сметной стоимости. Однако мы оцениваем наш труд по проверке смет в зависимости от трудоемкости и чаще всего стоимость может быть ниже 0,2 %, более подробно о наших ценах смотрите на странице цены .

Время работы наших специалистов: в будни и выходные и в праздники с раннего утра и до позднего вечера, а при серьезной необходимости даже круглосуточно!

ЗВОНИТЕ для уточнения стоимости проверки сметной документации на на любые виды работ и иным вопросам по телефонам, указанным на странице контакты .

Общая справка по теме:

Проверка смет

Анализ сметы является очень важной составляющей процесса взаимодействия подрядчика и заказчика. Ведь сам процесс производства строительно-монтажных работ невозможно заранее распланировать на все 100 %, и значит первоначальная стоимость, указанная в смете должна также меняться вслед за изменениями в проделанной работе. Кроме того достаточно часто к сожалению заказчик (редко подрядчик) мало уделяет внимание проверке сметной документации на первоначальном этапе перед началом производства работ (если вообще она составляется), надеясь на порядочность подрядчика или на русское "авось". В результате такой беспечности после некоторого времени оказывается что подрядчик выставляет заказчику счет на оплату своих услуг намного больше тех сумм которые они стоят, включая в состав работ много того чего он не делал и стоимости материалов, которые значительно выше среднерыночных цен.

Оптимальный алгоритм работы подрядчика и заказчика состоит в следующем:

  1. Составление ведомости объемов работ, с обязательным утверждением и согласованием заказчиком и подрядчиком;
  2. Составлением по данной ведомости сметной документации подрядчиком и подачей на согласовании заказчику;
  3. Проверка и согласование смет заказчиком;
  4. Приемка работ заказчиком в соответствии с ведомостью объемов работ и сметой (при необходимости производится корректировка смет) на основании Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 ;
  5. Оплата выполненных работ согласно справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 .

Проверка смет (анализ сметы) на первоначальном этапе перед началом производства работ позволит значительно сократить расходование денежных средств (любой подрядчик закладывает минимально 30% завышения стоимости своих услуг). Проверка (анализ) сметной документации (которая может изменяться) в процессе производства работ устранит лишнее перерасходование средств на закупку дополнительных материалов и не нужных работ. Даже в самом запущенном случае, когда сметы не составлялись и не проверялись вовсе проверка смет может значительно сэкономить деньги за счет последовательного восстановления всего процесса работ с нуля, однако это намного сложнее по трудоемкости и с частью денег придется все-таки простится (за услуги на производство контрольных обмеров, частью завышения объемов работ, которые уже невозможно проверить и т.п.).

Таким образом, проверка сметы избавит от многих неприятных сюрпризов, таких как:

  • завышение объемов, производимых работ;
  • исключение стоимости работ, которые по факту не делаются (например скрытые работы);
  • исключение дублирующих расценок и работ;
  • завышение стоимости материалов и оборудования и т.д.

В соответствии с вышесказанным можно сделать один важный вывод: чем раньше заказчик (или подрядчик) начнет проверять сметы сам или поручит проверку сметы профессиональным инженерам-сметчикам тем больше он сэкономит денег и времени. Таким образом, анализ сметы на строительно-монтажные работы позволит наиболее оптимально использовать материальные ресурсы.

Всегда проверяйте наличие допуска СРО у подрядчика, чтобы избежать проблем, которые могут возникнуть на фоне некачественных строительных услуг, выполненных с нарушением норм и стандартов. Иначе, ответственность будет возлагаться не только на подрядчика, но и на его клиента. О том, как проверить допуск СРО , читайте в этой статье.

Стоимость допуска СРО

Почему заказчикам строительных работ нужно обязательно проверять у подрядчика наличие допуска СРО

Обращаясь в подрядную организацию, заказчики должны в обязательном порядке проверить наличие допуска СРО организации .

Свидетельство СРО дает подрядчикам право выполнять работы, которые прямо воздействуют на безопасность конструкций, относящихся к категории объектов капитального строительства.

Если при возникновении проблем, возникших на фоне некачественных строительных услуг, выполненных с нарушением норм и стандартов или при возникновении форс-мажорной ситуации будет выявлено отсутствие этого допуска, то ответственность будет возлагаться не только на подрядчика, но и на его клиента.

Своевременно проведенная проверка свидетельства СРО позволит убедиться в компетентности и надежности строительной компании и избежать непредвиденных обстоятельств.

Как проверить наличие допуска СРО через Ростехнадзор

www.gosnadzor.ru sro.gosnadzor.ru

Проверка членов СРО может быть проведена любым человеком имеющим доступ к интернету двуями способами. Для этого необходимо перейти на государственный реестр Саморегулируемых организаций и указать данные компании подрядчика или перейти на официальный сайт Ростехнадзора и действовать в определенной последовательности:

  1. Перейти в раздел сайта под названием «Строительный надзор».
  2. Выбрать раздел «Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций».
  3. Войти в меню «Государственный реестр саморегулируемых организаций».
  4. В открывшемся окне посетителю сайта будет предложен список зарегистрированных саморегулируемых компаний и ресстр членов СРО.
  5. Для удобства и сокращения времени вы можете воспользоваться специальной формой поиска нужного вам члена СРО. В форме необходимо указать: вид деятельности, ИНН, город, СРО и свидетельство. После чего, нажать кнопку "поиск".

Если строительная компания имеет допуск СРО, то вы без труда найдете ее. Если же допуска СРО компания-подрядчик не имеет, то вы не увидите ее в результатх поиска.

Проверить наличие допуска СРО можно через Саморегулируемую компанию

Физическими лицами и представителями крупного, среднего и малого бизнеса, которыми планируется заключение договоров на выполнение строительных работ с субъектами предпринимательской деятельности, может быть проведена, без обращения в Ростехнадзор, проверка сро .

Для получения необходимой информации о своем подрядчике клиентам следует посетить официальный сайт его саморегулируемой организации. Обычно такие общества предоставляют для открытого использования информацию всех своих членах Партнерства.

Способ 1. Проверка допуска СРО по идентификационному номеру

Чтобы быстро найти строительную компанию, необходимо ввести ее идентификационный налоговый номер в поисковую строку. Фильтр быстро отсеет других субъектов предпринимательской деятельности и выделит нужного подрядчика. Если при мониторинге страниц сайта заказчик строительных услуг не найдет никакой информации о своем подрядчике, он может быть уверен в том, что у него нет доступа СРО, или это свидетельство было аннулировано.

Способ 2. Проверка допуска СРО с помощью официального запроса

Существует еще один способ получения сведений о проверке подлинности доступа СРО у субъекта предпринимательской деятельности.

Заказчику необходимо в письменном виде обратиться в Саморегулируемую компанию, которую указал подрядчик. В этом письме следует кратко и емко изложить суть вопроса. Представители СРО в течение 10 рабочих дней должны будут дать ответы на все заданные вопросы.

Получать информацию в Саморегулируемой компании рекомендуется только после того, как на официальном сайте Ростехнадзора была подтверждена ее регистрация. Такая перестраховка поможет людям избежать сотрудничества с шарлатанами, которые работают по поддельным документам.

Как должно выглядеть официальное свидетельство о допуске СРО

Планируя заказать строительство объекта в подрядной организации, частные лица и представители крупного, среднего и малого бизнеса должны узнать, как должно выглядеть свидетельство о допуске СРО. Форма этого документа утверждена Приказом Ростехнадзора, изданным под номером 356 от 05. 07. 2011 года. В начале 2013 года в форму свидетельства были внесены незначительные изменения.

В бланке допуска СРО должна быть указана следующая информация:

  1. Полное наименование подрядчика, которым может быть как коммерческая организация, так и индивидуальный предприниматель.
  2. Указываются все реквизиты субъекта предпринимательской деятельности.
  3. Номер свидетельства.
  4. Наименование Саморегулируемой организации, членом которой является подрядчик.
  5. Указываются все виды деятельности (строительной), в которых позволено подрядчикам предоставлять профильные услуги.
  6. Вписывается основание, которое послужило поводом для выдачи субъекту предпринимательской деятельности допуска СРО.
  7. Указывается дата, с которой свидетельство будет считаться действительным. Этот документ является бессрочным, поэтому подрядчикам не нужно обращаться в Саморегулируемые компании для его продления.

Организации повезло: она не только смогла заключить контракт с государственным (муниципальным) заказчиком, но и своевременно выполнила работы, без проблем сдала их результат и получила деньги.

Однако спустя некоторое время от заказчика была получена претензия, из текста которой следовало, что главное контрольное управление города провело проверку учреждения-заказчика, в ходе которой установлены факты неправомерного применения подрядчиком расценок и завышения объемов работ на сумму в несколько тысяч (миллионов) рублей. Считая эту сумму неосновательным обогащением подрядчика, заказчик просит ее вернуть добровольно и уведомляет, что в противном случае он будет вынужден обратиться в арбитражный суд.

Обязан ли подрядчик возвращать деньги, если акты сдачи-приемки результатов работ подписаны заказчиком без замечаний? Долгое время единого мнения при ответе на этот вопрос не было. Президиум ВАС в Постановлении от 22.04.2014 N 19891/13 расставил точки над i. Подробности — в статье.

Суть спора

Контрольным обмером объемов работ, выполненных на объекте «Расширение улиц на перекрестке», установлено завышение стоимости выполненных и оплаченных работ. В частности, выявлено, что:

— некоторые виды принятых по акту работ фактически не произведены;

— выполнены не предусмотренные условиями государственного контракта объемы работ;

— необоснованно применены отдельные расценки.

Избыточное расходование бюджетных средств составило более 4 млн руб.

Требование перечислить (вернуть) в бюджет сумму неосновательного обогащения, обнаруженную в результате проверки, подрядчик оставил без ответа и удовлетворения. Поэтому госзаказчик обратился в суд.

Арбитры двух инстанций учли, что представитель подрядной организации присутствовал при проведении контрольным управлением проверки объемов выполненных работ, согласился с выявленными нарушениями, подписал ведомость контрольного обмера. То есть спора относительно видов, объемов работ и расценок между сторонами не было, и соответственно, не требовалось проведения экспертизы.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество. Неосновательное обогащение возмещается потерпевшему независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В силу п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ.

При таких обстоятельствах обе судебные инстанции решили, что подрядчик обязан вернуть неправомерно полученную от заказчика сумму.

Разнообразие подходов к решению проблемы

Считая свои права нарушенными, подрядчик подал в ВАС заявление о пересмотре решений нижестоящих судов. Коллегия судей ВАС в Определении от 11.03.2014 N ВАС-19891/13 по делу N А40-151181/12 обратила внимание на следующее.

В силу п. 2 ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Работы, предусмотренные контрактом, выполнены подрядчиком своевременно и в соответствии с условиями контракта и сметой, отражающей объем и стоимость работ. Результат работ принят учреждением без каких-либо претензий, в том числе по объему, качеству и цене работ. Дополнительных соглашений о снижении цены контракта стороны не заключали.

Согласно контракту:

— подписанный сторонами акт сдачи-приемки работ и предъявленный подрядчиком заказчику счет являются основанием для оплаты выполненных работ;

— заказчик вправе отказаться от приемки работ в случае, если они выполнены с отступлением от технической и проектно-сметной документации, а также осуществлять технический надзор за соответствием объемов, используемых материалов, оборудования и стоимости фактически выполненных работ и применять штрафные санкции.

Следовательно, принимая выполненные работы и подписывая акты сдачи-приемки, содержащие сведения о стоимости и порядке ее определения (с учетом расценок и коэффициентов), учреждение согласилось с указанной в актах ценой выполненных работ и тем самым признало применение спорных расценок обоснованным.

В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Исчерпывающий перечень оснований для снижения цены государственного контракта установлен законом <1> — в данном случае такие основания отсутствуют. Дополнительные соглашения, изменяющие объем либо стоимость работ, сторонами не заключались. Следовательно, выводы судов о завышении стоимости работ по сравнению с локальной сметой и техническим заданием не соответствуют материалам дела и установленным фактическим обстоятельствам.

Кроме того, согласно п. 6 ст. 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик — ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

Сделанные в результате проверки контролирующим органом выводы об избыточных расходах на оплату выполненных работ, предусмотренных контрактом, не свидетельствуют о неосновательном обогащении подрядчика. Акт, принимаемый по результатам подобной проверки, касается публичных отношений, а именно избыточно израсходованных организацией бюджетных денежных средств. Однако она не является участником бюджетного процесса и в случае применения ненадлежащих расценок госзаказчиком не должна нести неблагоприятные для себя последствия. Поскольку подрядчик подписал государственный контракт и прилагаемые к нему сметы в том виде, в котором они входили в конкурсную документацию, и следовал указанной смете при выполнении работ и составлении акта приемки их результатов, постольку акт контрольного органа не может повлиять на его права и обязанности в частноправовых отношениях.

Таким образом, поскольку спорная сумма денежных средств является оплатой работ, выполненных в соответствии с условиями контракта и принятых учреждением, требование о взыскании с подрядчика неосновательного обогащения не подлежит удовлетворению.

Изучение судебной арбитражной практики показало: при решении аналогичных споров суды исходят из того, что при надлежащем исполнении договора акты о завышении объемов выполненных работ и их стоимости, составленные после принятия работ заказчиком, не являются доказательством неосновательного обогащения подрядчика (причиненных убытков).

Изменение цены договора после его исполнения на основании результатов последующих проверок противоречит волеизъявлению сторон, которые вправе самостоятельно определять порядок и условия оплаты выполненных работ.

Кроме того, суды учитывают положения ст. 720 ГК РФ: заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки.

В результате дело было передано в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Вердикт Президиума ВАС

Завышение объемов выполненных работ (часть работ не выполнена, выполнены работы, не предусмотренные контрактом) и их стоимости в результате необоснованного применения (неприменения) расценок означает, что подрядчиком фактически изменены конкурсные условия в части объемов и технологии работ по контракту.

Выявленные контрольным управлением нарушения подтверждены, признаны подрядчиком. Следовательно, спорная сумма денежных средств включает ошибочную оплату работ, которые не были фактически выполнены либо не предусматривались к выполнению контрактом, а также переплату против согласованных контрактом расценок.

Таким образом, выводы о доказанности факта неосновательного обогащения подрядчика являются обоснованными.

В качестве заключения

Уполномоченные контрольные органы в ходе проверок государственных (муниципальных) заказчиков часто выявляют перерасход бюджетных средств. До недавнего времени суды нередко защищали подрядчиков, признавая неправомерными требования о возврате денег. После опубликования Постановления Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 N 19891/13 ситуация изменится не в пользу подрядчиков. Причем взыскание с подрядчика излишне полученных денег будет производиться даже при отсутствии в государственном (муниципальном) контракте условия, что при обнаружении уполномоченными контрольными органами несоответствия объема и (или) стоимости выполненных подрядчиком работ сметной документации и акту сдачи-приемки работ подрядчик возвращает заказчику сумму излишне уплаченных денежных средств.

В ситуации, исследованной Президиумом ВАС, подрядчик признал факт завышения стоимости работ. В случае несогласия подрядчика с выводами контролирующего органа судом будет назначена строительно-техническая экспертиза на предмет установления фактического объема и стоимости выполненных работ по контракту (Постановление ФАС ВСО от 20.08.2013 по делу N А33-14810/2012).

Спасти подрядчика от материальных потерь может только ссылка на истечение срока исковой давности, который в соответствии со ст. 196 ГК РФ составляет три года. Напомним, что в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Вопрос лишь в том, от какой даты вести отсчет трехлетнего срока. И при его решении единства в судебной практике, к сожалению, не имеется. В одних случаях арбитры указывают, что исчисление срока исковой давности необходимо вести с момента подписания заказчиком акта сдачи-приемки результатов работ (Постановление ФАС МО от 18.11.2013 N Ф05-13792/2013 по делу N А40-11565/13-8-114), в других — ведут отсчет срока с момента последнего по дате перечисления денежных средств за выполненные работы (Постановления ФАС ВСО от 18.12.2012 по делу N А33-6605/2012, ФАС ЗСО от 13.12.2013 по делу N А70-1972/2013). Поэтому судьи нередко отклоняют довод заказчика, что до получения акта проверки контролирующего органа у него не было правовых оснований обращения за судебной защитой, поскольку ему не было известно о нарушении его прав, о чем свидетельствуют факты приемки и оплаты смонтированного оборудования (Постановления ФАС ЗСО от 13.12.2013 по делу N А70-1972/2013, ФАС ПО от 17.09.2013 по делу N А49-477/2013). И такая позиция судов, конечно, благоприятна для подрядчика. Однако нет уверенности в том, что суд освободит подрядчика от обязанности вернуть деньги, если с момента подписания акта (погашения задолженности) прошло более трех лет. Не исключено: позиция судей изменится, и они будут исходить из того, что срок исковой давности начинает течь с даты составления акта контрольного обмера во время проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств.



 

Возможно, будет полезно почитать: