Временное правительство россии. Временное правительство в россии 2 коалиционное временное правительство

«Которые тут временные? Слазь!» - так Маяковский описал процесс свержения Временного правительства. Сто лет назад, 8 октября 1917 года, в должность вступили министры последнего добольшевистского правительства. Они не успели сделать практически ничего и запомнились только тем, что были отстранены от власти в результате Октябрьского переворота 1917 года. Как сложилась их дальнейшая судьба - в материале RT.

О том, что большевики свергли Временное правительство, известно любому школьнику. Те, кто постарше, могут вспомнить, что процесс свержения власти в советские годы назывался не просто Октябрьской революцией - в определении присутствовало ещё и слово «социалистическая». Хотя временных правительств в России 1917 года было целых три, а свергли только одно, в составе которого, к слову, социалистов хватало.

За девять месяцев до того, как одни социалисты решили свергнуть других, в России пала монархия. Никакой процедуры передачи власти не было - группа политиков из Государственной думы самостоятельно объявила себя властью. Так появилось Временное правительство.

Но с появлением Временного правительства готовы были мириться не все. Радикальные социалисты в течение 1917 года неоднократно вступали в конфронтацию с новым органом власти. Для них легитимными источниками управления страной являлись партийные органы самоуправления - Советы.

За время своего существования Временное правительство трижды сменило состав. Каждый раз это происходило в результате кризисов. И в каждом новом правительстве всё возрастала роль Александра Керенского , который начинал как министр юстиции, а со временем стал премьером.

Председатель Совета министров Временного правительства Александр Фёдорович Керенский работает в своём кабинете. Петроград, 21 августа 1917 года.

РИА Новости

Керенский состоял в партии социалистов-революционеров и был не единственным социалистом в правительстве. В последней версии правительства из 17 членов в социалистических партиях состояли пять министров. Таким образом правительство пыталось достичь компромисса с Советами.

Не смогли договориться

В течение четырёх недель, с 8 октября по 7 ноября 1917 года, 17 человек из Временного правительства пытались руководить страной, которая не желала им подчиняться.

Армия разваливалась по всем фронтам. Солдаты возвращались домой, нередко вместе с шинелью прихватив ещё и казённую винтовку - остановить бегство армии к осени 1917 года стало уже решительно невозможно.

Железнодорожники забрасывали правительство жалобами: дезертиры захватывали целые поезда, повергая в абсолютный хаос и без того разваленную инфраструктуру. Сами работники железных дорог при этом бастовали почти непрерывно.

Платить было нечем: необеспеченные денежные знаки в разгар Первой мировой начало печатать ещё царское правительство, а в сентябре 1917 дело дошло до появления легендарных «керенок», которые не стоили даже той бумаги, на которой их оттискивали целыми неразрезанными рулонами.

Настроения об отделении охватили всю страну - об этом заговорили не только на Украине и в Финляндии, но даже в Сибири: постановление «Об автономном устройстве Сибири» конференция местных сепаратистов-«областников» в Томске приняла ещё в августе.

В этих условиях правительственная должность была не синекурой, а изощрённым способом заработать нервный срыв и всеобщую ненависть. Третье коалиционное правительство за месяц своей деятельности не успело сделать практически ничего и запомнилось лишь парой ярких попыток, которые провалились: им не удалось ни заключить мир с Германией и её союзниками, ни начать аграрную реформу.

globallookpress.com © Russian Look

7 ноября Временное правительство под руководством Керенского навсегда потеряло власть, что не вызвало никакого сожаления в российском обществе.

Сам Александр Керенский смог бежать из России и прожил остаток жизни в США. Судьба остальных членов последнего «временного кабмина» сложилась по разному: чей-то жизненный путь завершился на расстрельном полигоне, а кому-то удалось дожить до тихой старости в Монако.

На родной земле

Часть бывших министров после Октябрьской революции рискнули остаться в России. Больше всего повезло министру путей сообщения Александру Ливеровскому. В железнодорожной отрасли он работал с самой юности, с тех пор как в 1890 году окончил Санкт-Петербургский институт путей сообщения. К Февральской революции 1917 года Ливеровский пришёл в чине заместителя министра путей сообщения, что и обеспечило ему министерский портфель после свержения монархии.

А. В. Ливеровский

© rzd-expo.ru Не пропал он и после прихода к власти большевиков: занимался преподавательской деятельностью и сооружением транспортных объектов в сложных природных условиях. Этот опыт оказался бесценным в годы Великой Отечественной войны, когда Ливеровский стал одним из создателей Дороги жизни в блокадном Ленинграде. За это бывшего «временного» наградили орденом Ленина.

Благополучно окончил свои дни на родине и последний министр просвещения Сергей Салазкин. После революции он несколько месяцев отсидел в Петропавловской крепости, а освободившись, уехал в Крым. Там продолжил карьеру биохимика и стал ректором Крымского университета. В 1925 году его назначили директором Всесоюзного института экспериментальной медицины в Ленинграде. В 1931 году Салазкин подал в отставку, а через год, в возрасте 70 лет, скончался.

Значительно хуже постреволюционная жизнь сложилась у министра государственного призрения (современная интерпретация - министр социальной политики. - RT) Николая Кишкина. Он недолго работал в советских государственных органах, но доверием не пользовался и вскоре вышел на пенсию. В конце 1920-х годов Кишкину, как бывшему министру вражеского правительства, отменили пенсию. Он умер в нищете в 1930 году.

Ещё тяжелее сложилась судьба министра труда Кузьмы Гвоздева. В своё время он был членом Петроградского совета, но вскоре место ему нашлось только за колючей проволокой. С 1930 по 1949 год Гвоздев провёл в лагерях с клеймом врага народа, а после отбытия срока отправился на поселение в Красноярский край, где умер в 1956 году.

Трагичный исход

Ливеровский, Салазкин, Кишкин и Гвоздев скончались на родине по естественным причинам. Четырём другим оставшимся в СССР бывшим министрам последнего Временного правительства не повезло.

Министр юстиции Павел Малянтович в царское время работал адвокатом, защищал членов революционных партий, но в свою бытность во Временном правительстве совершил непростительную ошибку - подписал поручение об аресте Ленина. От последствий этого шага его не спас даже бывший подчинённый - некоторое время заместителем Малянтовича работал легендарный сталинский прокурор Андрей Вышинский . К нему Малянтович обращался после ареста в 1937 году, но Вышинский не заступился за бывшего руководителя, и в 1940 году его расстреляли.

Министр земледелия Семён Маслов после революции какое-то время работал по привычной специальности, занимая должность проректора Всероссийского кооперативного института. Но, попав в жернова одного из первых крупных процессов в сталинские годы, был обвинён по «делу Промпартии». Расстрелян в 1938 году.

Алексей Никитин , который совмещал сразу две должности - министра почт и телеграфов и министра внутренних дел, - в советское время несколько раз был арестован по обвинению в принадлежности к антисоветской группе, но каждый раз его отпускали за недостаточностью улик. Тем не менее 14 марта 1938-го Никитин был вновь арестован и обвинён в участии в контрреволюционной террористической организации. 13 апреля 1939 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу. На следующий же день, 14 апреля 1939 года, приговор привели в исполнение.

А. М. Никитин

Военному министру Александру Верховскому некоторое время удавалось строить карьеру в СССР, но в начале 1930-х годов он был арестован по делу «Весна» (так назывались репрессии в отношении бывших офицеров царской армии. - RT). 18 июля 1931-го коллегия ОГПУ приговорила Верховского к расстрелу, но в декабре приговор заменили десятью годами заключения, а благодаря заступничеству Ворошилова ему удалось выйти на свободу.

Бывший министр увлекался музыкой, и это помогло ему в эмиграции: он давал концерты и стал одним из основателей Русского музыкального общества за границей.

Министр иностранных дел Михаил Терещенко после отъезда из России смог успешно заняться бизнесом, стать совладельцем нескольких финансовых компаний и умер в Монако, что само по себе можно расценить как определённый критерий финансовой состоятельности.

Торговлей занимался и морской министр Дмитрий Вердеревский, но известность в эмиграции ему принесла не она, а политическая позиция. Оказавшись за пределами родины, он превратился в фанатичного поклонника СССР, обращался в советское посольство за гражданством и смог получить его за год до смерти, в 1946 году.

Министру финансов Михаилу Бернацкому его экономические знания на чужбине помогли мало. Он нуждался, просил финансовой помощи у друзей, таких же эмигрантов, и состояния не нажил. При этом Бернацкий активно занимался наукой, издавал книги по экономике. Умер в Париже в 1942 году.

Министр продовольствия Сергей Прокопович сразу после эмиграции на деньги правительства Чехословакии стал одним из первых «советологов», а позже переехал в Швейцарию и до самой смерти в 1955 году сотрудничал с Фондом Карнеги.

Ещё два «временных» - министр исповеданий Антон Карташёв и государственный контролёр Сергей Смирнов - без серьёзных потрясений прожили жизнь в эмиграции и в разные годы умерли в Париже.

Временное правительство - название правительственного органа, сформированного 2 марта 1917 г. Временным комитетом Государственной думы по соглашению с Исполнительным комитетом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. С августа 1915 г. лидеры буржуазной оппозиции царизму составляли списки нового правительства, ответственного перед Государственной думой или прямо назначенного царем «правительства спасения страны», где большинство постов принадлежало бы популярным буржуазным политикам. Однако Николай II упорно отказывался от политического компромисса с Думой и буржуазными общественными организациями. Только поздно вечером 1 марта 1917 г., когда в столице уже победила Февральская революция, он подписал манифест о передаче власти ответственному перед Государственной думой правительству и поручил сформировать его председателю Думы М. В. Родзянко. При этом министров двора, иностранных дел, внутренних дел и военного он собирался по-прежнему назначить сам. Эта уступка запоздала лет на десять. Революция поставила ребром вопрос о судьбе монархии и самого царя.

Поскольку руководимый меньшевиками Петроградский Совет не хотел брать власть, так как считал, что происходившая революция является буржуазной и власть должна формировать поэтому русская буржуазия, то персональный состав правительства был предложен Временным комитетом Думы. В правительстве большинство принадлежало кадетской партии и октябристам (см. Политические партии). Однако с самого начала там образовалось радикальное крыло, тайно руководимое Верховным Советом «Великого Востока народов России» (см. Масонство в России). Его Генеральный секретарь (и в то же время заместитель председателя Совета) эсер А. Ф. Керенский самовольно вошел во Временное правительство в качестве министра юстиции, хотя Исполком совета был против вхождения его членов в министерство. Керенского поддерживали министр финансов М. И. Терещенко, министр путей сообщения Н. В. Некрасов и министр торговли и промышленности А. И. Коновалов. На Керенского равнялся министр-председатель и министр внутренних дел князь Г. Е. Львов. Консервативное крыло в правительстве возглавлял министр иностранных дел, лидер кадетской партии П. Н. Милюков, активно поддерживаемый военным министром лидером партии октябристов А. И. Гучковым. Это правительство первого состава было однородно-буржуазным, и только Керенский представлял, как тогда говорили, «революционную демократию», т. е. Советы и социалистические партии.

На волне первых успехов революции Временное правительство пользовалось всенародной поддержкой и доверием. Его политика основывалась на добровольном подчинении граждан, поскольку ни репрессивного аппарата, ни верных ему вооруженных сил правительство не имело. Советы страны, по примеру Петроградского, заявили о поддержке правительства постольку, поскольку оно шло по пути обещанных им демократических реформ. Временное правительство ввело равенство всех граждан перед законом, упразднило посты губернаторов, ликвидировало старую полицию, жандармерию и охранку, реформировало тюремное ведомство, суд и прокуратуру, приняло законы о производстве всеобщих выборов в органы местного самоуправления (городские думы и земства), признало фактически завоеванные народом демократические права и свободы. Особое значение имело распространение прав и свобод на солдат десятимиллионной армии, начало ее демократизации путем признания выборных солдатских комитетов.

Однако Временное правительство первого состава не торопилось объявить о сроке созыва и выборов в Учредительное собрание, провести земельную и другие социальные реформы, начать переговоры о прекращении войны (см. Первая мировая война). Если солдаты и рабочие Петроградского Совета заявили о необходимости прекращения войны на основе мира без аннексий и контрибуции и самоопределения народов, то министр иностранных дел Милюков от имени Временного правительства заявлял о решимости довести войну до победного конца в тесном единении с союзными Англией, Францией, Японией и США. Это противоречие, обозначившееся после публикации 20 апреля ноты Милюкова союзным державам, привело к демонстрациям и уличным столкновениям в Петрограде 20-21 апреля. В ходе апрельского кризиса Временного правительства большевики впервые выдвинули лозунг передачи всей власти Советам.

Но меньшевики и эсеры, которым в Советах тогда принадлежало большинство, выступили против этого и пошли на создание 5 мая 1917 г. первого «коалиционного Временного правительства». Было образовано несколько новых министерских постов. На 9 лиц, принадлежавших к буржуазным партиям, в этом правительстве приходилось пять представителей социалистических партий. В министерство вошли популярнейшие лидеры меньшевиков (И. Г. Церетели), эсеров (В. М. Чернов), народных социалистов (А. В. Пешехонов). Керенский стал военным министром вместо Гучкова, а Терещенко - министром иностранных дел вместо Милюкова. Коалиция на время расширила социальную базу Временного правительства и вернула ему народную поддержку. Только большевистская партия осталась во внепарламентской оппозиции. Но выполнение обещаний, данных социалистическими лидерами, натолкнулось на сопротивление буржуазных министров. Керенский подготовил, выполняя обещания перед союзниками, наступление на фронте, чем вызвал недовольство солдатских масс, особенно в тыловых гарнизонах. Это привело к июньскому политическому кризису, показавшему рост симпатий в столицах и промышленных центрах к большевикам и их программе. 2-6 июля разразился еще более острый и кровавый июльский кризис. Коалиционное правительство распалось. Военные власти в Петрограде попытались применить силу к участникам демонстрации 4 июля 1917 г.

7 июля правительство сместило своим решением князя Львова и назначило новым министром-председателем А. Ф. Керенского. Он начал более широко пользоваться диктаторскими правами, так как Временное правительство после Февральской революции получило не только исполнительную, но и законодательную власть вплоть до созыва Учредительного собрания. Керенский начал судебное дело против лидеров большевистской партии, обвинив их в подготовке заговора с целью захвата власти и сотрудничестве с Германией. 22 июля 1917 г. Керенский объявил о создании второго коалиционного правительства. В нем социалисты имели уже половину мест.

Вторая коалиция распалась в конце августа после военного выступления генерала Л. Г. Корнилова, направленного против Керенского и революции. Поражение Корнилова породило надежды на формирование подлинно революционно-демократического правительства, без участия буржуазных партий. Но после неудачной попытки сплотить силы на «Демократическом совещании» в середине сентября лидеры ведущих социалистических партий социал-демократов - меньшевиков и эсеров вынуждены были одобрить созданное Керенским 24 сентября 1917 г. третье коалиционное Временное правительство, где представителям этих партий принадлежало уже 10 мест из 16. В. И. Ленин в письмах в ЦК большевистской партии, а Л. Д. Троцкий открыто - в речи и резолюции Петроградского Совета, новым председателем которого он был избран, объявили о недоверии этому правительству и подготовке его насильственного свержения. Оно было осуществлено в ходе вооруженного восстания в Петрограде 24 - 25 октября 1917 г. (см. Октябрьская революция 1917 г.).

Неудача Временного правительства в попытке мирным путем реформировать Россию объясняется многими причинами. Все министры являлись общественными деятелями, интеллигентами, они не имели никакого опыта управленческой деятельности. Они по моральным соображениям избегали использовать насилие в борьбе против анархии. Торможение в деле проведения земельной реформы и других социальных мероприятий, затягивание созыва Учредительного собрания, начала переговоров о мире вызывали недовольство широких масс солдат, крестьян и рабочих. Это недовольство умело использовалось большевиками, строившими свою пропаганду на обещании немедленного мира, передачи земли крестьянам, власти народу в лице Советов.

ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, высший орган государственной власти в России, возникший в ходе Февральской революции 1917 года (временный - до созыва Учредительного собрания). Образовано в отсутствие императора Николая II в Петрограде 1(14) марта Временным комитетом Государственной думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами [создан 27 февраля (12 марта) Советом старейшин по поручению Частного совещания членов Государственной думы]. Более распространённой в историографии датой образования Временного правительства считается 2(15) марта, в ночь на которое полномочия Временного правительства подтвердил игравший роль революционного центра Петросовет. Временное правительство действовало в условиях «двоевластия» наряду с так называемыми общественными комитетами, а также советами во главе с Петросоветом (в июле их Всероссийский центральный исполнительный комитет передал Временному правительству всю полноту власти). Сложившуюся ситуацию современники воспринимали иногда и как «десятивластие», и как «двоебезвластие». Первоначально [до 5(18) мая] Временное правительство состояло главным образом из представителей либеральных партий - кадетов и октябристов. Впоследствии персональный и партийный состав Временного правительства менялся (таблица). Ряд министров Временного правительства являлись членами масонских лож (вопрос о степени влияния масонских организаций на политику Временного правительства остаётся дискуссионным). 2(15) марта император Николай II отрёкся от престола за себя и за сына, передав корону брату - великому князю Михаилу Александровичу, который, вопреки планам некоторых членов Временного правительства, 3(16) марта отказался принять власть, заявив, что вопрос об устройстве России должно решать Учредительное собрание.

Для выполнения своей главной задачи Временное правительство образовало 25 марта (7 апреля) Особое совещание для изготовления закона о выборах в Учредительное собрание (работало в мае - сентябре; председатель - кадет Ф. Ф. Кокошкин), в которое вошли представители политических партий, советов, общественных и национальных организаций. Разработанное им Положение предоставляло избирательное право всем гражданам обоего пола, достигшим 20 лет, впервые в мировой практике наделило правом голоса военнослужащих (с 18 лет). В июне Временное правительство объявило сроки выборов в Учредительное собрание - 17(30) сентября и его созыва - 30 сентября (13 октября). В августе начались заседания Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии, образованной Временным правительством (председатель - кадет Н. Н. Авилов), сроки выборов перенесены на 12(25) ноября, а созыва - на 28 ноября (11 декабря).

Политика в области государственного устройства и управления. По решению Временного правительства отрёкшийся от престола император Николай II, императрица Александра Фёдоровна и их дети с 9(22) марта содержались под арестом в Царском Селе, 1(14) августа отправлены в Тобольск. В апреле Временное правительство воспрепятствовало возобновлению работы Государственной думы, в октябре распустило её. В области законодательства оно оставило в силе большую часть норм Свода законов Российской империи. Временное правительство сохранило большинство центральных ведомств. Некоторые из них подверглись реорганизации. Временное правительство санкционировало ликвидацию Департамента полиции (его органы были фактически уничтожены в ходе революции), 17(30) апреля утвердило положение о милиции, в соответствии с которым руководство городской и уездной милицией осуществлялось городской и уездными земскими управами. В мае образованы новые министерства: по делам Финляндии, труда, продовольствия, государственного призрения, почт и телеграфов. Коренной реорганизации Временное правительство подвергло судебную систему. В марте - апреле оно объявило амнистию политическим заключённым, отменило смертную казнь, ссылки и поселения. 4(17) марта упразднило прежние особые суды - Верховный уголовный суд и особые присутствия Сената, судебных палат и окружных судов с участием сословных представителей. Тогда же образовало новый особый орган - Чрезвычайную следственную комиссию Временного правительства для расследования «противозаконных по должности действий бывших высших должностных лиц». В Петрограде и некоторых других городах учредило временные суды, которые состояли из мирового судьи, представителей армии и рабочих, они решали уголовные дела. Постановлением от 4(17) мая повсеместно вводился мировой суд. В июне упразднены военно-полевые суды, однако вскоре для восстановления порядка в тылу и на фронте Временное правительство учредило аналогичные им военно-революционные суды. Одновременно Временное правительство восстановило смертную казнь на фронте , упразднило временные суды , разрешило проводить внесудебные аресты лиц, «угрожающих обороне государства, его внутренней безопасности и завоеванной революцией свободе» .

Для утверждения своей власти на местах в марте Временное правительство отстранило губернаторов и вице-губернаторов от исполнения обязанностей, управлять губерниями назначило председателей губернских земских управ (присвоило им наименование «губернские комиссары»). В уездах главами администрации стали председатели уездных земских управ («уездные комиссары»; в дальнейшем МВД при их назначении учитывало рекомендации местных комитетов общественных организаций и советов). Временное правительство приостановило деятельность земских начальников . В области местного самоуправления осуществило земскую и городскую реформы [законы от 15(28) апреля и 21 мая (3 июня)]. В 43 губерниях, где к 1917 году существовали уездные земства, были образованы и волостные земства. В июне - октябре земские учреждения (губернские, уездные и волостные) были созданы в Астраханской и Архангельской губерниях, в Сибири и Средней Азии. Летом 1917 года начаты перевыборы земств и органов городского самоуправления на основе всеобщего избирательного права.

Временное правительство стремилось по возможности сохранить сложившийся статус национальных окраин. Оно отменило акты, противоречившие основным финляндским законам , однако объявило о роспуске финляндского Сейма сразу после того, как он провозгласил себя носителем верховной власти в Великом княжестве Финляндском. Ввиду того, что с 1915 года Привислинские губернии были оккупированы германскими войсками, Временное правительство 17(30) марта заявило о согласии на создание в будущем польского государства при условии его военного союза с Россией и включения в него территорий Германии и Австро-Венгрии, населённых поляками. 3(16) июля заключило соглашение с украинской Центральной радой, в котором признало её Генеральный секретариат краевым органом власти.

В армии Временное правительство санкционировало существование солдатских комитетов (возникли в соответствии с приказом №1 Петросовета), предписало организацию таких комитетов от роты и выше (вплоть до Ставки), одновременно попыталось ограничить их полномочия хозяйственными и культурно-просветительскими вопросами, ввести в их состав офицеров. Для политического контроля за армией Временное правительство направляло в её части своих комиссаров, летом они были наделены правом ареста любого генерала и офицера «для поддержания идей революции и закрепления её основ». Ввиду быстрого падения дисциплины в войсках в июне 1917 года сформировало из добровольцев ударные батальоны, которые использовались на наиболее опасных участках фронта.

1(14) сентября Временное правительство провозгласило Россию республикой. В качестве государственных символов использовались лишённый монархических атрибутов герб Российской империи, государственная печать с изображением государственного герба над зданием Таврического дворца (где заседала Государственная дума) и круговой надписью «Российское Временное правительство», революционное красное знамя и песня «Марсельеза» (с текстом П. Л. Лаврова) в качестве гимна.

Социально-экономическая политика. Временное правительство отменило все ограничения, обусловленные принадлежностью граждан к тому или иному вероисповеданию или национальности .

Постановлениями от 16(29) марта, 27 марта (9 апреля) Временное правительство объявило государственной собственностью удельные земли и кабинетские земли. Решение важнейшего вопроса о частновладельческой земле отложило до созыва Учредительного собрания. В воззвании от 17(30) марта осудило захваты земли крестьянами. В соответствии с постановлением Временного правительства от 21 апреля (4 мая) для подготовки проекта земельной реформы созданы Главный земельный комитет, губернские, уездные и волостные земельные комитеты (выработанный ими проект предусматривал отчуждение за выкуп всех частновладельческих земель, кроме некоторых категорий крупных хозяйств). Постановление Временного правительства «Об охране посевов» от 11(24) апреля предусматривало меры по возмещению частным владельцам затрат на посевы в случае их гибели в результате «народных волнений». Для предотвращения «распыления» земли 12(25) июля было ограничено совершение сделок по купле-продаже земли до решения земельного вопроса на Учредительном собрании.

Развивая фабричное законодательство в условиях революционного времени, Временное правительство 23 апреля (6 мая) санкционировало возникшие ранее фабрично-заводские комитеты. Оно учредило институт местных комиссаров труда , примирительные комиссии , биржи труда , запретило работу женщин и подростков в ночное время , взимание штрафов с рабочих промышленных предприятий .

Пытаясь ограничить размеры потребления дефицитного хлеба, 25 марта (7 апреля) Временное правительство провозгласило введение государственной хлебной монополии - отчуждение хлеба у производителей по фиксированным (твёрдым) ценам и его последующее равномерное распределение среди населения (в полной мере не была реализована). Осенью Временное правительство прибегло к массовым вооруженным реквизициям хлеба. Провозгласило также государственную монополию на уголь и сахар .

Временное правительство признало 8(21) марта финансовые обязательства российского императорского правительства перед внешними и внутренними кредиторами. Увеличивавшийся дефицит государственного бюджета покрывался за счёт займов - внутреннего (на сумму 12,321 миллиардов рублей) и внешних (на сумму 2,03 миллиарда рублей), а также за счёт денежной эмиссии (5 раз расширяло эмиссионное право Госбанка; каждый раз на 2 миллиарда рублей). В результате к октябрю находившаяся в обороте денежная масса увеличилась вдвое, а покупательная способность рубля сократилась в 4 раза. Стремясь ускорить выпуск бумажных денег, Временное правительство приступило в августе к массовому выпуску упрощённым способом казначейских знаков в 250 и 1000 рублей («думские»), а в сентябре - в 40 и 20 рублей («керенки»). Совокупный государственный долг России к 25 октября (7 ноября) составил 49 миллиардов рублей .

Внешняя политика. Временное правительство объявило о продолжении участия России в 1-й мировой войне . Временное правительство было признано союзниками России в войне - США , Великобританией, Италией и Францией . Дипломатический корпус был в основном сохранён. Пойдя навстречу требованиям союзников, а также стремясь реанимировать патриотические настроения и тем самым отвлечь население от внутренних проблем, Временное правительство предприняло июньское наступление 1917 года на Юго-Западном фронте, неудача которого способствовала дальнейшей дестабилизации политической ситуации в стране.


Правительственные кризисы.
Временное правительство пережило несколько кризисов - периодов фактического отсутствия правительства. Апрельский кризис был вызван нотой министра иностранных дел П. Н. Милюкова, направленной союзным державам 18 апреля (1 мая); в ней заявлялось «о всенародном стремлении довести мировую войну до решительной победы». Нота спровоцировала антиправительственные выступления в Петрограде. Кризис был разрешён отставкой Милюкова и военного министра А. И. Гучкова и созданием 1-го коалиционного правительства , в котором 6 из 15 мест заняли социалисты, главным образом эсеры и меньшевики - представители Исполнительного комитета Петросовета. Причинами июльского кризиса стали возникшие в правительстве разногласия по поводу законопроекта о запрещении сделок с землёй, сроков выборов и созыва Учредительного собрания, а также обострение конфликта с украинской Центральной радой. Кризис начался с ухода из Временного правительства 2(15) июля кадетов, обострился в результате июльских событий 1917 года и отставки 7(20) июля председателя правительства Г. Е. Львова. 8(21) июля Временное правительство возглавил А. Ф. Керенский, основные политические партии предоставили ему свободу в выборе членов нового состава правительства [сформировано 24 июля (6 августа)]. Все министры 2-го коалиционного правительства были ответственны только перед его председателем. В целях «единения государственной власти со всеми организованными силами страны» Временное правительство созвало в Москве Государственное совещание . Вслед за этим Верховный главнокомандующий Л. Г. Корнилов и А. Ф. Керенский договорились о подавлении революционной анархии силами армии. Новый кризис Временного правительства начался в результате поражения Корнилова выступления 1917 года. Неудача этого выступления была связана со сменой позиции Керенского, который опасался, что генералы лишат его власти. После начала движения войск на Петроград он объявил Корнилова мятежником и обратился за помощью к революционно настроенным солдатам и матросам. Большая часть министров Временного правительства подала в отставку и передала власть «Директории» - коллегии из 5 министров во главе с Керенским . Вопрос о характере нового состава Временного правительства должно было решить Демократическое совещание 1917 , созванное лидерами советов, в которых в то время ещё преобладали эсеры и меньшевики. Выделенный из его состава Предпарламент одобрил создание 3-го коалиционного правительства [образовано 25 сентября (8 октября)].

24-26 октября (6-8 ноября), в ходе Октябрьской революции 1917 года, отряды солдат, матросов и красногвардейцев под руководством Петроградского военно-революционного комитета захватили власть в Петрограде и свергли Временное правительство. Все его члены (кроме выехавшего к войскам А. Ф. Керенского) в ночь с 25 октября (7 ноября) на 26 октября (8 ноября) были арестованы в Зимнем дворце. Тогда же 2-й Всероссийский съезд советов сформировал временное революционное правительство - Совет народных комиссаров во главе с В. И. Лениным. Попытка войск, оставшихся верными Временному правительству, овладеть Петроградом, предпринятая 26 октября (8 ноября) - 1(14) ноября в ходе Керенского - Краснова выступления 1917, окончилась неудачей. Освобождённые из-под стражи министры Временного правительства (социалисты К. А. Гвоздев, П. Н. Малянтович, С. Л. Маслов, А. М. Никитин, беспартийные Д. Н. Вердеревский и С. С. Салазкин) и товарищи министров провели несколько подпольных заседаний . В воззвании от 17(30) ноября члены Временного правительства объявили о сложении с себя полномочий и призвали сплотиться вокруг Учредительного собрания. Большинство подписавших воззвание были вновь арестованы. Все министры Временного правительства освобождены из заключения весной 1918 года.

Источн.: Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции: Документы и материалы: В 3 ч. М.; Л., 1957-1967; The Russian Provisional government. 1917: Documents: In 3 vol. Stanford, 1961; Журналы заседаний Временного правительства (март - октябрь 1917): В 4 т. М., 2001-2004.

Лит.: Волобуев П. В. Экономическая политика Временного правительства. М., 1962; Старцев В. И. Внутренняя политика Временного правительства первого состава. Л., 1980; Черняев В. Ю. Гибель думской монархии. Временное правительство и его реформы // Власть и реформы: От самодержавной к советской России. СПб., 1996; Белошапка Н. В. Временное правительство в 1917 г.: Механизм формирования и функционирования. М., 1998.

Деятельность Временного правительства (февраль-июнь 1917 года).

После отречений Николая 2 и Михаила (Александровича?) единственным законным органом центральной власти стало Временное правительство, пришедшее 2 марта на смену думскому Комитету.В России сложилась своеобразная политическая ситуация. Одновременно существовали два органа власти – Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов. Эту ситуацию называют двоевластием. Создание Временного правительства явилось тем компромиссом, к которому были вынуждены прибегнуть Временный комитет и Петроградский Совет. Первый олицетворял собой умеренные силы общества, которые одни только к этому времени являлись более или менее организованной силой. Второй представлял реальную, но совершенно не организованную силу толпы и поэтому мог диктовать условия Комитету, но был не в состоянии организовать управление государством.

Возникнув, Временное правительство заявило о своей приверженности принципами демократии, отменило си­стему сословий, национальных ограничений, осуществи­ло ряд других мероприятий, чем, безусловно, снискало уважение и признательность своих сограждан. Однако окончательное решение этих и других вопросов было от­ложено до созыва Учредительного собрания. Народу предлагалось довести войну до победного конца. Первый кризис правительства возник в апреле в связи с нотой ми­нистра иностранных дел П.Н. Милюкова. В ней он писал, что «продолжая питать полную уверенность в победонос­ном окончании настоящей войны в полном согласии с союзниками, Временное правительство совершенно уве­рено в том, что поднятые этой войной вопросы будут раз­решены в духе создания прочной основы для длительного мира». Кризис был преодолен путем формирования в мае 1917 г. нового правительства. В его состав вошли б ми­нистров - социалистов (А.Ф. Керенский, М.И. Скоблев, Г.И. Церетели, А.В. Пешехонов, В.И. Чер­нов, П.Н. Переверзев) в качестве представителей Советов.

Предполагалось, что данный тактический ход усилит по­зицию правительства, повысит авторитет Советов путем усиления контроля над деятельностью правительства. Идея нашла свое дальнейшее развитие в решениях I Съезда Со­ветов (июнь 1917 г.). Съезд сформировал ВЦИК, санк­ционировал давно готовящееся наступление на фронте. В вопросе о власти подтверждалась необходимость коа­лиции. Преодоление кризиса в экономике делегатам съезда виделось на пути усиления централизации управ­ления народным хозяйством, в «умеренном» обложении налогами предпринимателей.

Свержение Временного правительства. Приход большевиков к власти.

Провал летнего наступления на фронте стал причиной нового политического кризиса. В столице прошли демонстрации с требования­ми передачи всей полноты власти в руки Советов, отставки правительства. Выступления вызвали замешательство в рядах умеренных социалистов. В организациях меньшевиков и эсеров стали формироваться леворадикальные фракции. Ситуация ос­ложнилась ухудшающимся экономическим положением. 2 июля министр продовольствия А.В. Пешехонов инфор­мировал о продовольственном кризисе, охватившем столи­цу и ее окрестности. Топливный комитет сообщил о надви­гавшейся остановке фабрик и заводов из-за отсутствия топлива. Подобное наблюдалось и в других промышленных центрах.

Выход из кризиса виделся на пути более жесткого курса в отношении революционного движения. 3 июля партия кадетов объявила об отзыве своих министров из состава правительства. Искусственно созданный прави­тельственный кризис преследовал цель подтолкнуть уме­ренных социалистов к более решительным действиям. Идея нашла поддержку и понимание. В тот же день Оргкомитет партии меньшевиков постановил сформировать новое пра­вительство «по возможности с преобладанием в нем пред­ставителей буржуазии». Предложение поддержали ЦК партии эсеров, ЦИК Советов. Принятые вслед за этим меры по стабилизации обстановки - подавление демонст­раций силой оружия, закрытие левой прессы, введение смертной казни на фронте, отсрочка выборов в Учредитель­ное собрание - характеризуют выбранный курс, но его ре­ализация имела и негативные последствия. Из сферы поли­тического диалога между различными политическими си­лами борьба все более переходила в сферу насилия и оже­сточения, поляризуя российское общество. Партия боль­шевиков на своем VI съезде (август, 1917) приняла решение о вооруженном восстании, конечной целью которого явля­лось свержение правительства и завоевание политической власти.

В конце августа 1917 г. правыми силами была пред­принята попытка осуществления государственного пере­ворота, установления военной диктатуры в стране. В ка­честве диктатора был избран Л.Г. Корнилов. Им было сформировано и направлено на усмирение столицы 33 ударных батальона. Заговор потерпел поражение. Поведение кадетов накануне и в ходе кризиса привело к резкому падению авторитета партии сре­ди народа. Из-за внутренних разногласий о форме и структуре нового пра­вительства, путях выхода страны из кризиса углубляется раскол среди социалистов, в партиях эсеров и меньшеви­ков.

Неудачный военный переворот генерала Л. Корнилова остановил процесс ста­билизации обстановки в стране и армии, достигнутый Вре­менным правительством летом 1917 г. Советы, все более контролируемые большевиками, вышли из кризиса с воз­росшей популярностью среди народа. Если в Петроградском Совете 2 марта за резо­люцию большевиков против передачи власти в руки Вре­менного правительства было подано 19 голосов против 400, то 31 августа абсолютное боль­шинство Совета поддерживало большевиков. 1 сентября Временное правительство под влиянием выступления Л.Г. Кор­нило­ва, провозгласило Россию республикой. В этот же день А.Ф. Керенский информировал ЦИК о создании Дирек­тории из 5 человек как временного органа для оперативно­го руководства страной. 2 сентября ЦИК Советов одоб­рил идею созыва Демократического совеща­ния, которому и предстояло решить вопрос о власти, а пока ЦИК призывал к поддержке сформиро­ванного Керенским правительства.

14 сентября 1917 г. начало работу Демократическое совещание. Основным вопросом его заседаний стал ха­рактер будущей власти и правительства. Демократическое совещание одобрило возможность коалиции с буржуазией, оконча­тельное решение вопроса о правительстве возлагалось на Предпарламент, создаваемый из делегатов совещания. В резолюции подчерки­валось, что правительство будет стремиться к заключе­нию мира между воюющими государствами и выражать волю народа. Затянувшийся правительственный кризис завершился созданием 25 сентября третьего коалицион­ного правительства. В его состав вошли 4 кадета, Керен­ский остался главой и верховным главнокомандующим. Здесь же было принято решение о созыве 20 октября Все­российского съезда Советов. После завершения работы Демократического совещания большевики выступили за скорейший созыв съезда Советов и провозгласили лозунг «Вся власть Советам».

После Демократического совещания «левые больше­вики» (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий и др.) начали активную подготовку вооруженного восстания. Эта активность в зна­чительной степени определялась тем, что в руках больше­виков оказалось значительное число вооруженных сил и формирований отрядов Красной гвардии. Активность большевиков нарастала на фоне усиления экономического кризиса. 10 октября ЦК большевиков принял предложе­ние левых о подготовке вооруженного восстания. С при­нятием решений имевшие место противоречия среди большевиков по вопросам тактики не исчезли. Против восстания выступают Л. Каменев и Г. Зиновьев.

В последующие дни принятия решения о восстании большевики стремятся, надо отметить - не без успеха, расширить поддержку своей программы на предстоящем съезде Советов. В свою очередь правительство в лице А.Ф. Керенского предпринимает некоторые усилия по подавлению возможного выступления левых сил. В сто­лицу стягиваются верные правительству войска, но их немного. 24 октября А.Ф. Керенский выступил в Пред­парламенте с анализом ситуации в стране. Итогом обсуж­дения стало принятие резолюции, предложенной левыми фракциями меньшевиков и эсеров. Она предлагала под­держку правительства при условии немедленного осуще­ствления радикальной программы «земли и мира», созда­ние комитета общественного спасения с участием представителей Советов. Предложение было отклонено А.Ф. Керенским, ибо в нем в завуалированной форме вы­ражалось недоверие правительству.

Вечером 24 октября большевики начали вооруженное восстание. В течение ночи и последующего дня - ген­штаб, телеграф, вокзалы и другие объекты - находились в руках восставших. Утром 25 октября Военно-революци­онный комитет Петроградского Совета рабочих и солдат­ских депутатов объявил Временное правительство низло­женным. Позднее того же дня начал работу II Всерос­сийский съезд Советов. Из 670 делегатов 507 поддержали переход власти в руки Советов.

Съезд принял два основных документа. «Декрет о мире» содержал предложение всем воюющим народам и правительствам немедленно начать переговоры о спра­ведливом и демократическом мире. «Декрет о земле», согласно которому вся земля передавалась в обще­народное достояние, частная собственность на землю отменялась, каждый мог обрабатывать землю только сво­им трудом на основе уравнительного землепользования. Съезд подтвердил гарантии созыва Учредительного со­брания, обеспечение права наций на самоопределение. Власть на местах передавалась в руки местных Советов. На съезде был сформирован новый состав ВЦИК - 101 человек. В него вошли 62 большевика, 29 левых эсе­ров. Сформировано правительство из большевиков, на однопартийной основе - Временный Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. Первыми совет­скими наркомами стали Л.Д. Троцкий, А.И. Рыков, В.П. Милютин, И.В. Сталин и другие, всего 13 человек.



 

Возможно, будет полезно почитать: